微信截图_20170925160556_副本.png

Главная страница >> Фокус >> текст

"Новая эра" для Китая, новсые времена для всех стран мира

2017-10-25  

  "Новая эра" для Китая, новсые времена для всех стран мира 

  ЮРИЙ ТАВРОВСКИЙ, профессор РУДН


  Китай разработал, опробовал и теперь утвердил на съезде правящей партии новую модель социально-экономического развития. Она называется «социализм с китайской спецификой новой эры», поскольку является глубокой модификацией предыдущей модели под названием «социализм с китайской спецификой». Проработавшая около 30 лет старая модель стала все менее эффективной и ей на смену был предложен целый комплекс инновационных стратегий под общим названием «Китайская мечта». С 2013 г. руководитель КПК и КНР Си Цзиньпин стал выдвигать входящие в этот комплекс стратегии «новая норма» в области экономики, «управлять государством при помощи законов» в общественной жизни, «один пояс и один путь» в области международных экономических связей. Ко времени проведения XIX съезда КПК в конце октября 2017 г. стало ясно, что основанный на этих и других стратегиях эксперимент удался.

  Взять хотя бы экономические показатели, которые иллюстрируют реализацию стратегии «новая норма» (синь чан тай). Они впечатляют. С 2013 по 2016 гг. среднегодовой рост ВВП Китая был на уровне 7,2%. Для Китая это означает, что программа-минимум «китайской мечты» – построение к 2020 г. «общества средней зажиточности» – будет выполнена. Ведь для этого было бы достаточно и 6,5% роста. Впечатляют и другие показатели – 2%-ная инфляция и 5%-ная безработица. Для России и других стран мира это означает, что Китай преодолел наблюдавшуюся с середины «нулевых годов» тенденцию затухания темпов экономического развития и вышел на траекторию устойчивого прогресса. Китай остается локомотивом мировой экономики – его ВВП в 2016 г. составил 14,8% от мирового, на 3,4% выше, чем в 2012 г. Неудивительно, что с 2013 по 2016 гг. среднегодовой вклад Поднебесной в рост глобальной экономики достиг примерно 30%, превысив сумму общего вклада США, Евросоюза и Японии. Закрепление на XIX съезде КПК «новой нормы» как составной части «социализма с китайской спецификой новой эры» позволяет другим странам выстраивать национальные стратегии экономического развития с учетом этого мощного и долгосрочного фактора.

  «Новая норма», в первую очередь подразумевает не традиционный приоритет показателей роста ВВП, а  переход к высококачественному развитию. Вместо завоевания экспортных рынков любой, подчас весьма высокой ценой (низкие зарплаты, загрязнение окружающей среды, неравномерность развития города, села и разных регионов), происходит переориентация на рынок внутренний. Он становится главной движущей силой экономического роста. С 2013 по 2016 гг. среднегодовой вклад конечного потребления в экономический рост составил 55%. Ряды потребителей расширяются за счет перетекания сельских жителей в города, быстрого сокращения числа бедных. К концу 2016 г. в городах жило 57,4% населения Китая, это почти на 5% больше, чем четырьмя годами раньше. Неплохие темпы!

  За последние два года я совершил дюжину поездок по Китаю, причем по т.н. «отстающим регионам». Своими глазами я видел то, что на языке экономистов именуется «новыми драйверами роста». В Синьцзяне это был мощный новый центр «облачных исчислений», входящий в мощнейшую в мире компьютерную сеть Китая, а также фирма электронной торговли с Россией. В Цзилине вчерашние выпускники технического университета создали компанию по изготовлению и эксплуатации искусственных спутников Земли и уже запустили несколько аппаратов для космической съемки. В Хэйлунцзяне несколько инженеров придумали и уже построили завод по разборке и утилизации списанных самолетов. В провинции Ганьсу я беседовал с жителем нового поселка, недавно переселившимся из нищей горной деревни. Он был счастлив не только от полученного бесплатно небольшого дома и участка земли, но, особенно, от воды, которую впервые в его жизни можно было пить из-под крана. В засушливой провинции Нинся энтузиасты разбили виноградники и стали производить вина, которые по вкусу трудно отличить от итальянских или французских.

  Все эти добрые дела можно назвать инновациями, экономическими и социальными инновациями (число выданных патентов за минувшие 4 года выросло на 39,7%). Можно назвать все это предприимчивостью. Можно назвать примером взаимодействия пассионариев с местными властями, которые по указанию Пекина обеспечивают энтузиастов «новой нормы» льготными кредитами, землей по сниженным арендным ставкам, щадящим налогообложением. Но главное в том, что колоссальный творческий и предпринимательский потенциал китайской нации получил небывалые возможности реализации благодаря инновационной стратегии «новой нормы» как части долгосрочного плана «китайская мечта». Инновационность, в которую вовлечены лучшие силы нации, от «главного китайца» Си Цзиньпина до тысяч, сотен тысяч инженеров и партработников, ученых и  студентов, непременно обеспечит Китаю успешное прохождение «контрольных точек» 2020 и 2035 гг. и приведет к осуществлению «китайской мечты о великом возрождении китайской нации» к 2049 г.

  Китайская концепция «Фу син», «возрождение», подразумевает достижение нового процветания Поднебесной в симфонии с соседями, ближними и дальними. Кто-то добьется высоких достижений, кто-то подотстанет. Но не должно быть зависти, вражды, вредительства. На это нацелена стратегия «Один пояс и один путь», ставшая неотъемлемой частью плана «китайская мечта». На XIX съезде была одобрена и стала партийным законом эта стратегия Си Цзиньпина. Ее автор с трибуны съезда призвал «расширять открытость и сотрудничество в сфере инновационного потенциала, формировать архитектонику открытости, характеризующуюся взаимодействием сторон на суше и на море, в Китае и за рубежом, а также взаимной выгодой на восточном и западном направлениях».

  Думаю, Китаю и России на нашем общем пространстве Шелкового пути как раз и недостает «архитектоники открытости». До сих пор не появилось масштабных проектов, достойных двух великих соседних держав, учитывающих национальные интересы каждой страны. Сейчас настало время поднапрячься и задуматься над подобными проектами. Скажу по секрету, что группа инновационно мыслящих экспертов в Москве, к которой принадлежу и я сам, работает над концепцией «Северного коридора Шелкового пути». Мы хотим предложить лидерам двух стран построить современную скоростную грузовую магистраль напрямую из китайского Синьцзяна через российские Сибирь и Поволжье до Санкт-Петербурга с продолжением морским путем далее в Западную Европу. Сокращение времени в пути китайских товаров на Запад, а европейских и российских в Китай как раз и обеспечило бы сочетание национальных интересов, гарантировало «взаимную выгоду на восточном и западном направлении». Высокоскоростные дороги экономически оправданы в густонаселенных странах типа Китая. На российских же просторах им придется возить воздух. Зато в условиях стремительного развития электронной торговли доставка посылок по скоростной магистрали за 7-10 дней с берега Тихого океана до побережья Атлантического и Северного Ледовитого океанов стало бы весьма перспективным делом.

  В Китае началась новая эра. Она открывает новые времена и для всех народов мира.

< >
  • W020170110488552787642.jpg
  • 俄文中国201709期.jpg
  • 俄文中国201708期.jpg
  • 俄文中国201707期.jpg
  • 俄文中国201706期.jpg
  • 俄文中国201705期.jpg
  • W020170110486202695620.jpg
  • 俄文中国201702期.jpg
  • 俄文中国201701期.jpg
微信截图_20170925160556_副本.png