微信截图_20190228211739.png

Главная страница >> Экономика >> текст

Институт нового мирохозяйственного уклада в Китае

2019-04-30  

ИНСТИТУТЫ НОВОГО МИРОХОЗЯЙСТВЕННОГО УКЛАДА В КИТАЕ


СЕРГЕЙ ГЛАЗЬЕВ, советник президента РФ, академик РАН

 

В мире меняются технологический и мирохозяйственный уклад, что влечет за собой структурные изменения. Китай выходит в лидеры глобальной экономики. Параллельно мы наблюдаем эскалацию мировой гибридной войны, которую ведет властвующая элита США за сохранение своей гегемонии. В борьбе этих тенденций будет формироваться новый мировой порядок. В ходе становления нового мирохозяйственного уклада роль мирового лидера переходит от США к КНР. Быстрый экономический рост Китая, продолжавшийся во время и после глобального финансового кризиса, объясняется эффективностью системы управления народнохозяйственным развитием. Она сочетает стратегические и индикативные планы с целевым кредитованием инвестиционных проектов и программ, с одной стороны, и рыночную конкуренцию в открытой экономической среде с избирательным государственным регулированием, с другой.

 

Госинвестиции – «локомотив» развития китайской экономики

«Стержнем» всей системы регулирования китайской экономики является всемерное стимулирование инвестиционной и инновационной активности. Ключевую роль в этом играет госсектор. Его основа – это: 1) государственная банковская система, генерирующая кредит под индикативные планы роста инвестиций и производства; 2) транспортная и энергетическая инфраструктура, развитию которой придается приоритетное значение в государственных планах; 3) госкорпорации, концентрирующие ресурсы для научно-технического развития экономики, разработки и внедрения передовых технологий.

 

«Локомотивом» развития китайской экономики служат госинвестиции. Вслед за их ростом наращиваются и частные инвестиции: предприниматели опираются на снижение рисков и используют государственную инфраструктуру. При этом государство проводит антициклическую политику, наращивая инвестиции в периоды спада частной инвестиционной активности.

 

Таким образом, опережающий рост китайской экономики – это итог последовательного и быстрого наращивания инвестиций в перспективных направлениях развития экономики. Важным источником их финансирования являлась целевая кредитная эмиссия. Определенную роль сыграли прямые иностранные инвестиции, привлекаемые правительством для освоения передовых технологий и развития международной кооперации производства. По мере роста производства увеличивались доходы и сбережения населения, что создавало восходящий финансовый поток кредитования новых инвестиций. При этом Народный банк Китая продолжает наращивать кредитную эмиссию по каналам государственных банков и институтов развития. Эти средства идут на инвестиционные потребности модернизации и расширения производства, заявленных в индикативных планах правительства, провинций, городов и корпораций. Для этих целей создаются финансовые инвестиционные платформы, которые позволяют снизить риски и направить эмитируемые Народным банком Китая кредитные ресурсы в приоритетные для государства отрасли производства.

 

Новый мирохозяйственный уклад и «Пекинский консенсус»

Сами китайцы называют свою формацию социалистической, развивая при этом частное предпринимательство и выращивая конкурентоспособные на рынке корпорации. Коммунистическое руководство Китая продолжает строительство социализма, избегая идеологических клише. Оно предпочитает формулировать задачи в терминах народного благосостояния, ставя цели преодоления бедности и создания общества средней зажиточности, а в последующем – выхода на лидирующие позиции по уровню жизни. Китайцы стараются избежать чрезмерного социального неравенства, сохраняя трудовую основу распределения национального дохода и ориентируя институты регулирования экономики на производственную деятельность и долгосрочные инвестиции в развитие производительных сил. В этом общая особенность стран, формирующих «ядро» нового мирохозяйственного уклада.

 

Возвышение Китая влечет реформирование мирового экономического порядка и международных отношений. Планирование социально-экономического развития и государственное регулирование основных параметров воспроизводства капитала, активная промышленная политика, контроль за трансграничными потоками капитала и валютные ограничения – все это может превратиться из запрещенного Вашингтонскими финансовыми организациями «меню» в общепринятые инструменты международных экономических отношений.

 

В противовес «Вашингтонскому» ряд ученых заговорили о «Пекинском консенсусе», являющимся куда более привлекательным для развивающихся стран, в которых проживает большинство человечества. Он опирается на принципы недискриминации, взаимного уважения суверенитета и национальных интересов сотрудничающих государств, ориентируя их не на обслуживание международного капитала, а на подъем народного благосостояния. При этом может возникнуть новый режим защиты прав на интеллектуальную собственность и передачи технологий, вероятно принятие новых норм международной торговли в сфере энергетики и ресурсов, новых правил международной миграции, могут быть заключены новые соглашения об ограничении вредных выбросов. Китайский подход к международной политике (отказ от вмешательства во внутренние дела, от военной интервенции, от торговых эмбарго) дает развивающимся странам реальную альтернативу выстраивания равноправных и взаимовыгодных отношений с другими государствами. Китай принципиально отвергает применение силы, а также использование санкций во внешней политике.

 

Парадигма устойчивого развития в интересах человечества

Китайский подход к построению рыночной экономики кардинально отличается от постсоветского своим прагматизмом и творческим отношением к реформам. В его корне лежат не догматические шаблоны, исходящие из идеологических и оторванных от реальности представлений о социально-экономических процессах, а практика управления хозяйством. Подобно инженерам, конструирующим новую машину, китайские руководители последовательно отрабатывают новые производственные отношения через решение конкретных задач, проведение экспериментов, отбор лучших вариантов. Терпеливо, шаг за шагом они строят свой рыночный социализм, постоянно совершенствуя систему государственного управления и выделяя только те институты, которые работают на развитие экономики и повышение общественного благосостояния. Сохраняя завоевания социализма, китайские коммунисты включают в систему государственного управления регуляторы рыночных отношений, дополняют государственные формы собственности частными и коллективными таким образом, чтобы добиваться повышения эффективности экономики в общенародных интересах.

 

Государство предоставляет доступ к инфраструктуре и услугам естественных монополий по низким ценам, а предприятия отвечают за производство конкурентоспособной продукции. В целях повышения ее качества государство организует и финансирует проведение необходимых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, образование и подготовку кадров, а предприниматели реализуют инновации и осуществляют инвестиции в новые технологии. Частно-государственное партнерство подчинено общественным интересам развития экономики,

повышения народного благосостояния, улучшения качества жизни. Соответственно, меняется и идеология международного сотрудничества – модель либеральной глобализации в интересах частного капитала ведущих стран мира сменяется парадигмой устойчивого развития в интересах всего человечества.

 

Примат общественных интересов над частными выражается в характерной для нового мирохозяйственного уклада институциональной структуре регулирования экономики. Прежде всего в государственном контроле над ключевыми параметрами воспроизводства капитала посредством механизмов планирования, кредитования, субсидирования, ценообразования и регулирования базовых условий предпринимательской деятельности. Государство при этом не столько приказывает, сколько выполняет роль модератора, формируя механизмы социального партнерства и взаимодействия между основными социальными группами. Чиновники не пытаются руководить предпринимателями, а организуют совместную работу делового, научного, инженерного сообществ для формирования общих целей развития и выработки методов их достижения. В свою очередь предприниматели вписывают мотив максимизации прибыли и обогащения в этические нормы, защищающие интересы общества. Расширяется использование институтов предпринимательской деятельности, ориентированных не на максимизацию прибыли, а на социально значимый результат – создание и развитие некоммерческих организаций, институтов развития, сотрудничества с институтами исламского и православного банкинга. При управлении денежными потоками принимаются во внимание этические нормы и вводятся ограничения против финансирования преступной и аморальной деятельности. На это настраиваются и механизмы государственного регулирования экономики.

журнал "Китай"

< >
  • W020170110488552787642.jpg
  • 俄文中国201709期.jpg
  • 俄文中国201708期.jpg
  • 俄文中国201707期.jpg
  • 俄文中国201706期.jpg
  • 俄文中国201705期.jpg
  • W020170110486202695620.jpg
  • 俄文中国201702期.jpg
  • 俄文中国201701期.jpg
微信截图_20190228211739.png

Си Цзиньпин выступил с речью на заседании круглого стола 2-го Форума высокого уровня по международному

Си Цзиньпин встретился с представителями СМИ после завершения заседания круглого стола 2-го форума по между

Си Цзиньпин встретился с премьер-министром Италии Джузеппе Конте

Си Цзиньпин выступил с программной речью на Форуме по международному сотрудничеству в рамках "Пояса и пути"

Си Цзиньпин встретился с эмиром Дубая, вице-президентом и премьер-министром ОАЭ

Си Цзиньпин встретился с премьер-министром Малайзии Махатхиром Мохамадом

Си Цзиньпин встретился с премьер-министром Папуа-Новой Гвинеи Питером О'Нилом

Си Цзиньпин провел переговоры с президентом Чили Себастьяном Пиньерой /более подробно/

Си Цзиньпин встретился со спецпосланником премьер-министра Японии Тосихиро Никаем

Си Цзиньпин встретился с государственным советником Мьянмы Аун Сан Су Чжи

Си Цзиньпин встретился с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым