微信截图_20190228211739.png

Главная страница >> Экономика >> текст

Новые направления в развитии китайской экономики

2019-05-07  

НОВЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАЗВИТИИ КИТАЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ


ЦЗЯ ЦЗИНЬЦЗИН, научный сотрудник, помощник директора Института финансовых исследований «Чунъян» при Китайском народном университете

 

В 2019 г. на «двух сессиях» Китая экономика стала самой горячо обсуждаемой тематикой среди депутатов Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) и членов Всекитайского комитета Народного политического консультативного совета Китая (НПКСК). Главным образом потому, что народное хозяйство КНР испытывает на себе довольно сильное давление, обусловленное сложной внешней конъюнктурой и понижающимися темпами роста. В последнее время на макроэкономическом уровне можно заметить, что экономика Китая подвержена влиянию негативных довлеющих факторов – это объясняется множеством разнообразных причин, присутствующих на втором плане. В то же время следует обратить внимание, что КНР находится на этапе, когда происходит переход от стадии динамичных темпов к высококачественному развитию: прежние стимулирующие факторы сменяются новыми, способствующими структурной оптимизации и модернизации. Возникновение давления, обусловленного нисходящей тенденцией роста, в процессе оптимизации экономической структуры следует считать нормальным явлением. При этом самое важное – точно определить общую картину и долгосрочный процесс. Получить хорошее представление о структуре функционирования китайской экономики, об ее цикличности можно лишь при условии, что учитывается прогресс, а также изменения, которые протекают параллельно со снижением темпов роста ВВП КНР – только в этом случае удастся понять, почему существует утверждение о том, что в целом тенденция к улучшениям и стабильному долгосрочному развитию Китая не претерпела изменений.

 

Постоянно низкая динамика развития глобальной экономики

Наш мир находится на пороге перемен, беспрецедентных по своим масштабам. В краткосрочной перспективе сложность и непредсказуемость внешней обстановки, возможно, приведут к усилению давления, выраженного в снижении динамики экономического роста КНР. Однако в долгосрочном плане он не ослаб, как и устойчивые факторы к улучшению. Процесс развития Китая по-прежнему без каких-либо изменений относится к этапу, когда существуют важные стратегические возможности, которые будут существовать еще в течение долгого периода времени.

 

Мировая экономика уже более десяти лет испытывает на себе воздействие глобального финансового кризиса, разразившегося в 2008 г. В последнее десятилетие миру не удается преодолеть низкую динамику развития экономики, для которой характерны вялый спрос и ослабленные инфляционные процессы, высокий уровень безработицы и большое долговое бремя, финансовые пузыри. Это связанно с тем, что развитые страны перестали выступать в качестве основного источника формирования движущих факторов глобального роста. Население этих передовых государств в совокупности составляет около миллиарда человек – менее одной седьмой части от количества жителей нашей планеты. В то же время на протяжении долгого времени эти люди потребляли более 70% благ, произведенных мировой экономикой. По этой причине в условиях существующего международного порядка формирование т. н. надстройки – норм и системных правил, валют и коммерческих каналов – зависело от «ключевых глобальных рынков развитых экономических субъектов».

 

14 ноября 2018 г. в городе Шэньчжэнь (пров. Гуандун) открылась крупнейшая и наиболее влиятельная научно-техническая выставка Китая – XX Китайская международная выставка высоких технологий (фото IC)

 

После того, как в 2008 г. в мире начался международный финансовый кризис и произошло насыщение рынков развитых государств, последние уже были неспособны обеспечить активный рост спроса, в котором нуждается глобальная экономика. Изменить подобную ситуацию в этих странах оказалось невозможно. В

течение последних десяти лет передовые экономики продолжали прибегать к помощи стимулирующих мер финансовой и валютной политики, что привело к огромным инъекциям денежной ликвидности, раздуванию финансового пузыря. В 2018 г. возникла кризисная ситуация, характеризующаяся быстрым увеличением долгового бремени, резкими колебаниями на финансовых рынках. Это свидетельствует о цикличности «порочного круга», когда экономическая стабильность опирается на растущий объем долговых обязательств, что приводит к сдерживанию потенциала роста – в свою очередь его низкие темпы дестабилизируют экономику. Для развитых стран уже стало «новой нормой», когда центральные банки ценой увеличения бремени долговых активов и объема суверенных обязательств, путем осуществления политики бюджетной и монетарной экспансии добиваются численного роста показателей. Такая практика не может носить устойчивый характер и чревата огромными рисками.

 

Новые факторы роста мировой экономики

В последнее время главный источник формирования движущих сил мировой экономики переместился в сторону государств с формирующимися рынками и развивающихся стран, в частности Китая. На протяжении многих лет КНР обеспечивала более 30%

роста глобальной экономики, занимая по этому показателю 1-е место в мире. По экономическому объему доля Китая в мире увеличилась с 7% в 2008 г. до порядка 16% в 2018 г. КНР продолжает политику урбанизации, в связи с чем к середине нынешнего века городское население страны увеличится как минимум на 300 млн человек. Одновременно будет наблюдаться долгосрочное устойчивое усовершенствование производственной отраслевой структуры. С точки зрения всего мира наблюдается глубинное изменение архитектоники, сопровождаемое перемещением центра тяжести мировой экономики на Восток, повышением его статуса в глобальной цепочке ценностей с параллельным понижением значимости Запада. Одновременно для Китая возникают лучшие условия для осуществления новой промышленной революции, с присущими ей инновациями и распространением технологий – речь, в частности, идет об интеллектуализации, интернетизации, больших массивах данных. По мере реализации инициативы «пояс и путь» и усиления открытости по отношению внешнему миру КНР все более явно перестает выступать в качестве субъекта, «получившего доступ» к международной сети рынков, начиная принимать все более заметное участие в ее формировании. В будущем Китай в течение долгого времени будет играть роль крупнейшего глобального рынка, внося все более весомый вклад в развитие мировой экономики.

 

В КНР существует самая многочисленная социальная прослойка со средним уровнем дохода. Динамика его увеличения в расчете на душу населения постоянно опережает темпы роста ВВП страны. Таким образом у Китая имеются чрезвычайно большие возможности для роста потребления. В долгосрочной перспективе его значимость и потенциал станут еще более очевидными.

 

На карте мирового рынка «китайский сегмент» демонстрирует подъем. В прошлом страны, на которые приходится менее одной седьмой от всего населения планеты, были основным целевым рынком для предприятий всего мира. Однако в последнее время КНР стала крупнейшей национальной системой товарного обмена: в 2018 г. общий объем розничных продаж общественных товаров превысил 38 трлн юаней, что по текущему валютному курсу эквивалентно 5,6 трлн долл. США. Китай выступает в качестве самого крупномасштабного целевого рынка не только для собственных, но и для многочисленных зарубежных компаний, которые благодаря ему даже обеспечивают себе глобальное присутствие. В свою очередь китайские потребители получат «дивиденды» за счет подъема рынка своей страны.

 

Мы имеем возможность наблюдать за тем, как все больше производств в Китае перемещается в средний и высший сегменты глобальной цепочки добавленной стоимости. Происходит формирование нескольких передовых кластеров обрабатывающей промышленности мирового уровня. КНР стремится к высококачественному экономическому развитию. В условиях сложной международной обстановки, когда приходится с упорством преодолевать трудности при проведении внутренних преобразований, китайская экономика за сравнительно короткий срок смогла перейти к новым факторам роста, вступить на новый путь развития. Это позволило заложить прочную основу для дальнейшего успешного долгосрочного прогресса.

 

Оптимизация и модернизация экономики

Прежде в структуре мировой экономики Китаю отводилась роль «главного принимающего звена в международном перемещении производства», именно поэтому источник финансирования и рынки сбыта находились за пределами страны. В итоге по причине мирового финансового кризиса 2008 г. КНР испытала на себе огромное давление, в результате которого возникла тенденция на понижение роста экономики. Однако в дальнейшем Китай задействовал внутренние рычаги воздействия, прибегнув к стимулированию внутреннего спроса, который смог стать главным фактором роста благодаря урбанизации и оптимизации спроса за счет увеличения доли городского населения. Начиная с 2013 г., когда сфера услуг страны впервые превзошла промышленный сектор и стала крупнейшим источником экономического развития, ее стимулирующая роль становится все более явной: в 2018 г. она обеспечивала 59% роста. После того, как спрос полностью продемонстрировал свой долгосрочный устойчивый характер, структурное противоречие в сфере предложения стало главным парадоксом китайской экономики. В связи с этим страна с 2016 г. стала планомерно проводить преобразования, направленные на ускоренное развитие новых движущих сил.

 

В современном Китае происходят новые изменения, формируется новая экономическая структура, обеспечивающая долгосрочное высококачественное развитие за счет инноваций.

 

Что касается человеческого фактора, в прошлом КНР пережила процесс трансформаций, когда главный акцент сместился с сельской местности на урбанизированную часть страны, от более низкой к средней и высокой добавленной стоимости производства, от устаревшей к передовой продукции. Степень урбанизации на уровне 59,58% свидетельствует, что сельский статус большинства жителей Китая сменился на урбанизированный, и динамичного роста за счет масштабной миграции в города больше не будет. При этом развитие потребления за счет «городских» станет мощной движущей силой высококачественного развития. Динамика создания новых рабочих мест в отраслях с высокой добавленной стоимостью как правило оказывается на 10% выше, чем в традиционном секторе. Большинство новой продукции, связанной с Интернетом и электронной коммерцией, получает распространение прежде всего в Китае – это постепенно стало тенденцией, и мы можем наблюдать за тем, как качественное развитие приходит на смену экстенсивному фактору. Оно стало ключевой характерной чертой современной экономики КНР. Жизненный путь китайского народа тоже отличается от того, что было раньше.

 

По поводу географического фактора: вне зависимости от того, идет ли речь о городских агломерациях, либо о ситуации в крупных населенных пунктах – все меняется по мере развития транспорта и логистики, а также информатизации. Экономическая география Китая претерпевает динамичные изменения. Развитие района Пекин – Тяньцзинь – Хэбэй, региона «Большого залива» (Гуандун – Сянган – Аомэнь) и экономической зоны дельты реки Янцзы во многом демонстрирует новую специфику, начинает ощущаться эффект масштабной экономики, повсюду возникает все больше инфраструктурных объектов, более повсеместной становится

интернетизация. Все более динамичный характер приобретает процесс консолидации инновационных факторов, развития новых ведущих отраслей.

 

О стимулирующих рычагах воздействия: вклад научно-технического прогресса в экономический рост КНР в долевом отношении увеличился с 50,9% в 2010 г. до 58,5% в 2018 г., и этот показатель продолжает расти. Развитие китайского производства уже не осуществляется за счет экстенсивных форм, оно опирается на технологические инновации и эффект масштаба – благодаря этому возникают новые конкурентные преимущества. В Китае имеется огромный внутренний рынок, что позволяет путем интенсивной интеграции передовой обрабатывающей промышленности и современной индустрии услуг постоянно повышать степень добавленной стоимости производственной цепочки, формировать и развивать новые отраслевые кластеры, и тем самым превращать КНР в мощную производственную державу.

 

В истории мировой экономики довольно часто встречаются примеры, когда государства осуществляют трансформацию и модернизацию экономики за счет урбанизации населения, однако немногие страны сумели оптимизировать и усовершенствовать структуру народного хозяйства путем формирования новых движущих сил. Согласно экономической статистике на 2018 г., в Китае, где проживает одна пятая часть человечества, в условиях динамичной урбанизации населения наблюдается трансформация структуры экономики, и этот процесс протекает параллельно с оптимизацией народного хозяйства за счет новых движущих сил. В итоге преобразовывается облик всей страны. Китайская экономика продолжает демонстрировать успехи по мере замены устаревших факторов роста новыми стимулирующими рычагами.

журнал "Китай"

< >
  • W020170110488552787642.jpg
  • 俄文中国201709期.jpg
  • 俄文中国201708期.jpg
  • 俄文中国201707期.jpg
  • 俄文中国201706期.jpg
  • 俄文中国201705期.jpg
  • W020170110486202695620.jpg
  • 俄文中国201702期.jpg
  • 俄文中国201701期.jpg
微信截图_20190228211739.png

Театр балета города Сучжоу выступил в Риге

Свыше 300 тыс туристов посетили Выставку садово-паркового искусства во время 4-дневных первомайских каникул

125-я Гуанчжоуская ярмарка показала рост экспортных сделок между странами и районами вдоль "Пояса и пути"

В Циндао завершились китайско-российские военно-морские учения "Морское взаимодействие-2019"

Жители Китая совершили 195 млн туристических поездок в дни Первомая

Живописные пейзажи чайных плантаций в провинции Аньхой

Си Цзиньпин присутствует на торжественном собрании по случаю 100-летия Движения "4 мая"

Си Цзиньпин выступил с речью на заседании круглого стола 2-го Форума высокого уровня по международному

Си Цзиньпин встретился с представителями СМИ после завершения заседания круглого стола 2-го форума по между

Си Цзиньпин встретился с премьер-министром Италии Джузеппе Конте

Си Цзиньпин выступил с программной речью на Форуме по международному сотрудничеству в рамках "Пояса и пути"