微信图片_20220304170410.jpg

Главная страница >> Общество >> текст

Молодежь в археологической деятельности

2022-06-14    

  • 微信截图_20220614121431.png

< >

Молодежь в археологической деятельности

Жань Шаньчуань


В одной руке – лопата, в другой – кисть, в рюкзаке – портативный рентгено-флуоресцентный анализатор... Таков вид этих странных молодых людей, которые могут часами упоенно рыться в земле и запросто крутить в руках уникальные, наиредчайшие исторические артефакты. Знакомьтесь: это – молодые археологи Китая. В глубине гор и на лессовых равнинах, в шурфах и руинах, – везде они исследуют отпечатки седой древности человечества.

Нынешние молодые археологи, дети девяностых и нулевых годов, не гнушаются никакой работы. Засучив рукава они одинаково охотно берутся за раскопки и очистку, отбор проб, фото- и письменную фиксацию находок, геодезическую съемку местности и картографирование. На них же лежит бремя охраны и консервации найденных памятников культуры.

Археология и молодежь

В 2021 г. миру были явлены беспредельно прекрасные артефакты культуры древнего царства Шу, находка которых стала результатом упорных археологических исследований жертвенных ям руин Саньсиндуй в г. Гуанхань пров. Сычуань. За этой кропотливой работой стоит группа совсем молодых археологов. Как рассказал глава Института археологии Саньсиндуй при Академии археологии и материальной культуры пров. Сычуань Жань Хунлинь, около 200 человек участвовало в разработке этого археологического памятника, из них более 150 родилось после 1990 г. Молодое поколение можно было встретить везде, они профессионально вскрывали шурфы, со знанием дела проводили реставрацию и консервирование обнаруженных культурных реликвий и тут же со свойственной молодости весельем разрисовывали друг другу защитные костюмы забавными граффити, проявляя бьющую фонтаном силу и энергию юного поколения китайских археологов среди молчания тысячелетних руин.

Все больше и больше молодых людей присоединяется к археологическим командам, и вслед за ними все больше и больше современных достижений науки и техники приходит на археологические полигоны. Например, значительно облегчают современные полевые исследования интеллектуальные картографические средства и сканирующее оборудование. С этими новинками нас познакомили два молодых ученых: 22-летний Ло Пэн, проводивший на руинах Саньсиндуй геодезические работы, и 26-летний Сян Хун, который деловито брал и регистрировал пробы. Они с коллегами используют систему спутникового позиционирования, которая с огромной точностью фиксирует положение любого объекта, а другие ребята с помощью портативного терминала в любое время могут подключиться через сеть к базам данных археологических учреждений, с помощью которых (посредством графического распознавания) могут быстро идентифицировать и классифицировать находку.

69-летний Чэнь Дэань 27 лет своей жизни отдал археологическим работам с культурой Саньсиндуй. На основе своего опыта он подтвердил, что молодое поколение разительно отличается от прежних археологов. Нынешняя смена обладает большим запасом естественно-научных знаний, умеет пользоваться высокотехнологичным оборудованием и вооружена самыми передовыми археологическими теориями и методами. Убеленный сединами ученый с улыбкой признался: «И я тоже учусь у этих молодых людей, стараюсь перенять у них новые методы исследований, узнать от них о новейших достижениях в нашей науке».

Несомненным преимуществом молодых людей является хорошая физподготовка, ведь с 8 утра до 6 вечера, лишь прерываясь на обед, археологи не разгибаясь работают в жертвенных ямах, имея только по одному выходному в две недели. «Наше юное поколение чрезвычайно предано своему делу, молодежь погружается в работу едва войдя в палатку над шурфом и не покидает место раскопок раньше, чем через 7 часов. И так – каждый день!» – поделился с нами Лэй Юй, руководитель исследовательской станции руин Саньсиндуй Академии археологии и материальной культуры пров. Сычуань.

Несмотря на молодость, большинство ребят и девчат, ныне участвующих в раскопках руин Саньсиндуй, уже имело опыт полевых археологических работ. Вот студентка Сычуаньского университета Лу Цзэминь, родившаяся в 1999 г. Ей доверили не только непосредственные раскопки, но и ведение записей в отчетной документации, потому что ранее она уже получила необходимые знания и опыт на раскопках руин Чжаогодун в новом районе Гуйань пров. Гуйчжоу и руин Хаймэнькоу в уезде Цзяньчуань пров. Юньнань.

Саньсиндуй – не единичный случай участия молодежи в поиске древних артефактов. На Цинхай-Тибетском нагорье в Институте защиты культурных реликвий Тибетского автономного района есть удивительная группа девушек, которым нет и 30 лет, но которые постепенно становятся основной «ударной силой» тибетской археологии. Одна из них – Тань Юньяо, родившаяся в 1995 г. Из родного г. Гуанчжоу пров. Гуандун она уехала учиться в Цзилиньский университет по специальности «археология», а после его окончания – перебралась в Тибет, где через год вошла в группу молодых археологов Института защиты культурных реликвий Тибетского автономного района. Первые шаги в науке на «крыше мира» давались тяжело, молодая женщина до сих пор помнит во всех подробностях, как в первые дни работы с трудом боролась с горной болезнью. Но Тань Юньяо не сдалась и, проработав всего три года, уже объездила семь городов и районов Тибета! Она не раз участвовала в полевых археологических исследованиях, своими руками раскапывала участки, сортировала данные и готовила доклады о результатах. Теперь она возглавляет бригаду археологов, которые проводят исследования мест, отведенных под капитальное строительство.

Растущее внимание к «непопулярной» специальности

Нельзя отрицать, что в течение многих лет археология считалась «непопулярной» специальностью, мало кто из студентов по доброй воле выбирал это направление. 32-летний Цю Чжэньвэй признался, что когда-то его просто принудительно перевели на археологию, и первое время он терзался и колебался, сомневаясь в правильности своего пути. Но постепенно он втянулся. Сначала появился интерес, а потом он стал испытывать огромное удовольствие от постижения этой науки. Вот уже 15 лет он изучает археологию, более 6 лет самостоятельно работает по этой специальности «в полях», а результаты его исследований охватывают весь бассейн реки Янцзы. «Не важно, выбирали ли мы археологию, она ли выбрала нас, важно, что нам повезло! Повезло соприкоснуться с наукой, преодолевающей время и пространство», – подчеркнул Цю Чжэньвэй.

В течение длительного времени в Китае горстка ученых, посвятивших себя поиску и защите культурных реликвий древности, напоминала маленьких пони, пытавшихся тянуть огромную глыбу. Шутка ли сказать, но на 767 тыс. недвижимых объектов культурного наследия и 108 млн единиц государственных движимых культурных реликвий приходилось всего 175,7 тыс. человек. Но ныне дела идут на поправку. Профессор Школы археологии и музееведения при Пекинском университете Чэнь Цзяньцзян поведал нам, что чуть больше десяти лет назад ежегодный набор студентов в их школу едва превышал 20 человек, сейчас же поток вырос в два раза. Директор Института культурного и природного наследия при Нанкинском университете Хэ Юньао добавил, что если в 2003 г. на экзамены для поступления на специальность археолога приходило чуть больше десяти выпускников, то теперь от сотен студентов отбоя нет!

Недавние артефакты, обнаруженные на раскопках руин Саньсиндуй, вызвали огромный интерес китайской общественности к самой археологии. Более того, наука, изучающая немые объекты седой древности, полюбилась китайской молодежи, которая теперь с упоением читает об археологических исследованиях и стремится изучить археологию. И это замечательно! Стране требуется еще больше профессионалов, еще больше молодых людей в археологии и защите культурного наследия, а также сохранении традиционной культуры Поднебесной. Заместитель министра культуры и туризма КНР и руководитель Государственного управления по охране культурного наследия Ли Цюнь отметил, что в период 14-й пятилетки (2021–2025 гг.) Китай реализует национальный план по подготовке ста ведущих специалистов-археологов и ста перспективных молодых научных работников в этой сфере. Тяжесть работ будет перенесена на воспитание 500 ключевых исследователей-археологов и подготовку свыше 4000 молодых специалистов по этому направлению.

«Омоложение археологии нам просто необходимо! В каждой отрасли требуется вливание свежей, молодой крови, чтобы она не закостенела, а сохраняла жизнеспособность», – убежденно сказал молодой преподаватель Школы археологии и музееведения при Сычуаньском университете Ма Юнчао. И мы точно знаем, что приходящее на смену новое поколение археологов, пользуясь благами науки и техники, твердо идя в ногу с развитием информатизации общества, сможет подхватить то знамя, те лучшие традиции науки о поиске древностей, которые создало для них старшее поколение.

на странице

на следующей странице

Молодежь в археологической деятельности

2022-06-14    

  • 微信截图_20220614121431.png

Молодежь в археологической деятельности

Жань Шаньчуань


В одной руке – лопата, в другой – кисть, в рюкзаке – портативный рентгено-флуоресцентный анализатор... Таков вид этих странных молодых людей, которые могут часами упоенно рыться в земле и запросто крутить в руках уникальные, наиредчайшие исторические артефакты. Знакомьтесь: это – молодые археологи Китая. В глубине гор и на лессовых равнинах, в шурфах и руинах, – везде они исследуют отпечатки седой древности человечества.

Нынешние молодые археологи, дети девяностых и нулевых годов, не гнушаются никакой работы. Засучив рукава они одинаково охотно берутся за раскопки и очистку, отбор проб, фото- и письменную фиксацию находок, геодезическую съемку местности и картографирование. На них же лежит бремя охраны и консервации найденных памятников культуры.

Археология и молодежь

В 2021 г. миру были явлены беспредельно прекрасные артефакты культуры древнего царства Шу, находка которых стала результатом упорных археологических исследований жертвенных ям руин Саньсиндуй в г. Гуанхань пров. Сычуань. За этой кропотливой работой стоит группа совсем молодых археологов. Как рассказал глава Института археологии Саньсиндуй при Академии археологии и материальной культуры пров. Сычуань Жань Хунлинь, около 200 человек участвовало в разработке этого археологического памятника, из них более 150 родилось после 1990 г. Молодое поколение можно было встретить везде, они профессионально вскрывали шурфы, со знанием дела проводили реставрацию и консервирование обнаруженных культурных реликвий и тут же со свойственной молодости весельем разрисовывали друг другу защитные костюмы забавными граффити, проявляя бьющую фонтаном силу и энергию юного поколения китайских археологов среди молчания тысячелетних руин.

Все больше и больше молодых людей присоединяется к археологическим командам, и вслед за ними все больше и больше современных достижений науки и техники приходит на археологические полигоны. Например, значительно облегчают современные полевые исследования интеллектуальные картографические средства и сканирующее оборудование. С этими новинками нас познакомили два молодых ученых: 22-летний Ло Пэн, проводивший на руинах Саньсиндуй геодезические работы, и 26-летний Сян Хун, который деловито брал и регистрировал пробы. Они с коллегами используют систему спутникового позиционирования, которая с огромной точностью фиксирует положение любого объекта, а другие ребята с помощью портативного терминала в любое время могут подключиться через сеть к базам данных археологических учреждений, с помощью которых (посредством графического распознавания) могут быстро идентифицировать и классифицировать находку.

69-летний Чэнь Дэань 27 лет своей жизни отдал археологическим работам с культурой Саньсиндуй. На основе своего опыта он подтвердил, что молодое поколение разительно отличается от прежних археологов. Нынешняя смена обладает большим запасом естественно-научных знаний, умеет пользоваться высокотехнологичным оборудованием и вооружена самыми передовыми археологическими теориями и методами. Убеленный сединами ученый с улыбкой признался: «И я тоже учусь у этих молодых людей, стараюсь перенять у них новые методы исследований, узнать от них о новейших достижениях в нашей науке».

Несомненным преимуществом молодых людей является хорошая физподготовка, ведь с 8 утра до 6 вечера, лишь прерываясь на обед, археологи не разгибаясь работают в жертвенных ямах, имея только по одному выходному в две недели. «Наше юное поколение чрезвычайно предано своему делу, молодежь погружается в работу едва войдя в палатку над шурфом и не покидает место раскопок раньше, чем через 7 часов. И так – каждый день!» – поделился с нами Лэй Юй, руководитель исследовательской станции руин Саньсиндуй Академии археологии и материальной культуры пров. Сычуань.

Несмотря на молодость, большинство ребят и девчат, ныне участвующих в раскопках руин Саньсиндуй, уже имело опыт полевых археологических работ. Вот студентка Сычуаньского университета Лу Цзэминь, родившаяся в 1999 г. Ей доверили не только непосредственные раскопки, но и ведение записей в отчетной документации, потому что ранее она уже получила необходимые знания и опыт на раскопках руин Чжаогодун в новом районе Гуйань пров. Гуйчжоу и руин Хаймэнькоу в уезде Цзяньчуань пров. Юньнань.

Саньсиндуй – не единичный случай участия молодежи в поиске древних артефактов. На Цинхай-Тибетском нагорье в Институте защиты культурных реликвий Тибетского автономного района есть удивительная группа девушек, которым нет и 30 лет, но которые постепенно становятся основной «ударной силой» тибетской археологии. Одна из них – Тань Юньяо, родившаяся в 1995 г. Из родного г. Гуанчжоу пров. Гуандун она уехала учиться в Цзилиньский университет по специальности «археология», а после его окончания – перебралась в Тибет, где через год вошла в группу молодых археологов Института защиты культурных реликвий Тибетского автономного района. Первые шаги в науке на «крыше мира» давались тяжело, молодая женщина до сих пор помнит во всех подробностях, как в первые дни работы с трудом боролась с горной болезнью. Но Тань Юньяо не сдалась и, проработав всего три года, уже объездила семь городов и районов Тибета! Она не раз участвовала в полевых археологических исследованиях, своими руками раскапывала участки, сортировала данные и готовила доклады о результатах. Теперь она возглавляет бригаду археологов, которые проводят исследования мест, отведенных под капитальное строительство.

Растущее внимание к «непопулярной» специальности

Нельзя отрицать, что в течение многих лет археология считалась «непопулярной» специальностью, мало кто из студентов по доброй воле выбирал это направление. 32-летний Цю Чжэньвэй признался, что когда-то его просто принудительно перевели на археологию, и первое время он терзался и колебался, сомневаясь в правильности своего пути. Но постепенно он втянулся. Сначала появился интерес, а потом он стал испытывать огромное удовольствие от постижения этой науки. Вот уже 15 лет он изучает археологию, более 6 лет самостоятельно работает по этой специальности «в полях», а результаты его исследований охватывают весь бассейн реки Янцзы. «Не важно, выбирали ли мы археологию, она ли выбрала нас, важно, что нам повезло! Повезло соприкоснуться с наукой, преодолевающей время и пространство», – подчеркнул Цю Чжэньвэй.

В течение длительного времени в Китае горстка ученых, посвятивших себя поиску и защите культурных реликвий древности, напоминала маленьких пони, пытавшихся тянуть огромную глыбу. Шутка ли сказать, но на 767 тыс. недвижимых объектов культурного наследия и 108 млн единиц государственных движимых культурных реликвий приходилось всего 175,7 тыс. человек. Но ныне дела идут на поправку. Профессор Школы археологии и музееведения при Пекинском университете Чэнь Цзяньцзян поведал нам, что чуть больше десяти лет назад ежегодный набор студентов в их школу едва превышал 20 человек, сейчас же поток вырос в два раза. Директор Института культурного и природного наследия при Нанкинском университете Хэ Юньао добавил, что если в 2003 г. на экзамены для поступления на специальность археолога приходило чуть больше десяти выпускников, то теперь от сотен студентов отбоя нет!

Недавние артефакты, обнаруженные на раскопках руин Саньсиндуй, вызвали огромный интерес китайской общественности к самой археологии. Более того, наука, изучающая немые объекты седой древности, полюбилась китайской молодежи, которая теперь с упоением читает об археологических исследованиях и стремится изучить археологию. И это замечательно! Стране требуется еще больше профессионалов, еще больше молодых людей в археологии и защите культурного наследия, а также сохранении традиционной культуры Поднебесной. Заместитель министра культуры и туризма КНР и руководитель Государственного управления по охране культурного наследия Ли Цюнь отметил, что в период 14-й пятилетки (2021–2025 гг.) Китай реализует национальный план по подготовке ста ведущих специалистов-археологов и ста перспективных молодых научных работников в этой сфере. Тяжесть работ будет перенесена на воспитание 500 ключевых исследователей-археологов и подготовку свыше 4000 молодых специалистов по этому направлению.

«Омоложение археологии нам просто необходимо! В каждой отрасли требуется вливание свежей, молодой крови, чтобы она не закостенела, а сохраняла жизнеспособность», – убежденно сказал молодой преподаватель Школы археологии и музееведения при Сычуаньском университете Ма Юнчао. И мы точно знаем, что приходящее на смену новое поколение археологов, пользуясь благами науки и техники, твердо идя в ногу с развитием информатизации общества, сможет подхватить то знамя, те лучшие традиции науки о поиске древностей, которые создало для них старшее поколение.

微信图片_20220304170410.jpg