截图1_meitu_1.jpg

Главная страница >> Культура >> текст

Поэзия Цзяньчжи

2019-01-11    

< >

ПОЭЗИЯ ЦЗЯНЬЧЖИ


ЧЭНЬ КУНЬКУНЬ

 

В школах по всей стране проводят конкурсы цзяньчжи (фото IC)

 

Благодаря умелым рукам и ножницам несколько листов бумаги могут превратиться в оживленный и красивый орнамент. В Китае традиционное искусство вырезания узоров из бумаги называется цзяньчжи. Это художественный народный промысел. Мастеру необходимы для создания произведения только ножницы, нож и бумага. Такие орнаменты нередко используют для украшения жилища. Первоначально вырезанный из бумаги рисунок широко применялся для проведения обрядов и культовых церемоний, например на похоронах. Позже художественные вырезки из бумаги вошли в повседневную жизнь, а ремесло стало народным искусством. Цзяньчжи ассоциируются с атмосферой праздничных, свадебных церемоний и др. В 2009 г.вырезание узоров из бумаги было внесено в каталог нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Бумажный орнамент со знаками китайского календаря (пров. Хэбэй) (фото CFB)

 

Древнее народное искусство

В Китае искусство резьбы существовало задолго до изобретения бумаги. Во времена династии Шан (XVI – XI вв. до н. э.) мастера использовали технику ажурной резьбы, это было аналогично вырезанию из бумаги. Мастер вырезал сюжеты на листах сусального золота, коже, шелковой ткани и других видах тонкого материала.

 

Во времена правления династии Западная Хань (202 г. до н.э. – 8 г. н.э.) в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Ее нередко использовали для вырезания ажурных узоров, с тех порт и появился такой оригинальный вид искусства, как вырезание из бумаги.

 

Результаты археологических раскопок и исследования исторических мест доказали, что во времена правления династии Суй и Тан (581–907 гг.) искусство вырезания из бумаги процветало. В период правления династии Сун (960–1279 гг.) этот вид ремесла приобрел большую популярность, появилось много мастеров по вырезанию орнаментов и узоров. Пик развития такого вида искусства наступил во времена правления династий Мин и Цин (1368–1840 гг.).

 

Обычно вырезание из бумаги выполняют ножницами или специальным ножом. Узор или орнамент вырезанный ножницами затем аккуратно склеивают, как правило, не более восьми листов бумаги. Затем окончательно обрабатывают композицию острыми ножницами. Второй метод ножом предполагает другую технику выполнения. Сначала бумагу складывают в стопку и помещают на мягкую смесь золы и животного жира, затем с помощью небольшого специального ножа тщательно вырезают узор. Мастер по созданию орнамента обычно держит нож вертикально и обрабатывает бумагу в соответствии с

выбранной моделью рисунка. Преимущества вырезания ножом по сравнению с ножницами в том, что ножом можно обрабатывать сразу несколько шаблонов.

 

Орнаменты по сюжету бывают в основном шести видов: детали свадебных церемоний, цветы и птицы, животные, изображения людей, пейзажи и каллиграфия. Техника основана на вырезании и соблюдении ажурности, в итоге получается богатый деталями орнамент.

 

В разных регионах Китае стиль вырезания узоров различается. Искусство цзяньчжи можно условно разделить на северный и южный стили. На севере Китая вырезание заметно «грубее», бумажные узоры широко используются в бытовой и общественной жизни. Ими украшают окна домов, подушки, используют на предметах свадебных церемоний и при проведении традиционных банкетов. Очень распространенные сюжеты – это изображения духа-хранителя входа или бога домашнего очага, орнаменты для молитв о дожде и благополучии. Наиболее известны работы мастеров, работающих в уездах Юйсянь (пров. Хэбэй), Чжунъян (пров. Шаньси), Аньсай (пров. Шэньси). На юге Китая бумажные орнаменты выполняются более тонко и изящно. Наиболее известные орнаменты – это работы мастеров из пров. Гуандун, г. Янчжоу (пров. Цзянсу), г. Юэцин (пров. Чжэцзян), уезда Пуцзян (пров. Чжэцзян). Очень большое количество резных орнаментов делают в районах компактного проживания нацменьшинств.

 

Шаньдунская мастерица вырезает сложный орнамент (фото IC)

 

Творчество и наследие

Для китайцев вырезки из бумаги прежде всего ассоциируются с праздником Весны. Узоры, наклеенные на окнах и воротах создают особую, праздничную атмосферу Нового года. Хотя в настоящее время новогодние вырезки из бумаги понемногу уступают место более современной атрибутике. Да мастеров с каждым годом все меньше, к концу 2017 г. корифеев осталось не более 30, а их средний возраст около 60 лет.

 

Чтобы сохранить и защитить это драгоценное нематериальное наследие нужно создать условия для его популяризации, освоения старинного мастерства и глубокого его изучения. Китайское правительство в последние годы прилагает для этого много усилий. Так, в школах по всей стране проводят конкурсы, выставки и учебные курсы по вырезанию из бумаги, чтобы стимулировать интерес учащихся к этому искусству, улучшить практические навыки и выявить эстетические способности школьников.

 

Традиционное мастерство нужно не только изучать, но и создавать творческие произведения, например, вырезку из бумаги соединить с произведением древней поэзии. В 2018 г. был издан редчайший сборник, который называется «Цзяньин» (силуэт). Это уникальное издание включает три тома – поэзия времен эпохи Тан, сунские «цы» и юаньская драма. Каждая из 24 глав. Благодаря мастерству шести опытнейших ремесленников, шесть видов вырезки из бумаги, которые находятся на грани исчезновения, были «соединены» с поэзией времен эпохи Тан, сунскими «цы» и юаньской драмой. Таким образом, знакомая для нас поэзия была проиллюстрирована с помощью художественных вырезок из бумаги. Купив такой сборник, читатель сможет не только самостоятельно вырезать узор из бумаги, но и глубже понять поэтическую концепцию.

на странице

на следующей странице

Поэзия Цзяньчжи

2019-01-11    

ПОЭЗИЯ ЦЗЯНЬЧЖИ


ЧЭНЬ КУНЬКУНЬ

 

В школах по всей стране проводят конкурсы цзяньчжи (фото IC)

 

Благодаря умелым рукам и ножницам несколько листов бумаги могут превратиться в оживленный и красивый орнамент. В Китае традиционное искусство вырезания узоров из бумаги называется цзяньчжи. Это художественный народный промысел. Мастеру необходимы для создания произведения только ножницы, нож и бумага. Такие орнаменты нередко используют для украшения жилища. Первоначально вырезанный из бумаги рисунок широко применялся для проведения обрядов и культовых церемоний, например на похоронах. Позже художественные вырезки из бумаги вошли в повседневную жизнь, а ремесло стало народным искусством. Цзяньчжи ассоциируются с атмосферой праздничных, свадебных церемоний и др. В 2009 г.вырезание узоров из бумаги было внесено в каталог нематериального культурного наследия ЮНЕСКО.

Бумажный орнамент со знаками китайского календаря (пров. Хэбэй) (фото CFB)

 

Древнее народное искусство

В Китае искусство резьбы существовало задолго до изобретения бумаги. Во времена династии Шан (XVI – XI вв. до н. э.) мастера использовали технику ажурной резьбы, это было аналогично вырезанию из бумаги. Мастер вырезал сюжеты на листах сусального золота, коже, шелковой ткани и других видах тонкого материала.

 

Во времена правления династии Западная Хань (202 г. до н.э. – 8 г. н.э.) в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Ее нередко использовали для вырезания ажурных узоров, с тех порт и появился такой оригинальный вид искусства, как вырезание из бумаги.

 

Результаты археологических раскопок и исследования исторических мест доказали, что во времена правления династии Суй и Тан (581–907 гг.) искусство вырезания из бумаги процветало. В период правления династии Сун (960–1279 гг.) этот вид ремесла приобрел большую популярность, появилось много мастеров по вырезанию орнаментов и узоров. Пик развития такого вида искусства наступил во времена правления династий Мин и Цин (1368–1840 гг.).

 

Обычно вырезание из бумаги выполняют ножницами или специальным ножом. Узор или орнамент вырезанный ножницами затем аккуратно склеивают, как правило, не более восьми листов бумаги. Затем окончательно обрабатывают композицию острыми ножницами. Второй метод ножом предполагает другую технику выполнения. Сначала бумагу складывают в стопку и помещают на мягкую смесь золы и животного жира, затем с помощью небольшого специального ножа тщательно вырезают узор. Мастер по созданию орнамента обычно держит нож вертикально и обрабатывает бумагу в соответствии с

выбранной моделью рисунка. Преимущества вырезания ножом по сравнению с ножницами в том, что ножом можно обрабатывать сразу несколько шаблонов.

 

Орнаменты по сюжету бывают в основном шести видов: детали свадебных церемоний, цветы и птицы, животные, изображения людей, пейзажи и каллиграфия. Техника основана на вырезании и соблюдении ажурности, в итоге получается богатый деталями орнамент.

 

В разных регионах Китае стиль вырезания узоров различается. Искусство цзяньчжи можно условно разделить на северный и южный стили. На севере Китая вырезание заметно «грубее», бумажные узоры широко используются в бытовой и общественной жизни. Ими украшают окна домов, подушки, используют на предметах свадебных церемоний и при проведении традиционных банкетов. Очень распространенные сюжеты – это изображения духа-хранителя входа или бога домашнего очага, орнаменты для молитв о дожде и благополучии. Наиболее известны работы мастеров, работающих в уездах Юйсянь (пров. Хэбэй), Чжунъян (пров. Шаньси), Аньсай (пров. Шэньси). На юге Китая бумажные орнаменты выполняются более тонко и изящно. Наиболее известные орнаменты – это работы мастеров из пров. Гуандун, г. Янчжоу (пров. Цзянсу), г. Юэцин (пров. Чжэцзян), уезда Пуцзян (пров. Чжэцзян). Очень большое количество резных орнаментов делают в районах компактного проживания нацменьшинств.

 

Шаньдунская мастерица вырезает сложный орнамент (фото IC)

 

Творчество и наследие

Для китайцев вырезки из бумаги прежде всего ассоциируются с праздником Весны. Узоры, наклеенные на окнах и воротах создают особую, праздничную атмосферу Нового года. Хотя в настоящее время новогодние вырезки из бумаги понемногу уступают место более современной атрибутике. Да мастеров с каждым годом все меньше, к концу 2017 г. корифеев осталось не более 30, а их средний возраст около 60 лет.

 

Чтобы сохранить и защитить это драгоценное нематериальное наследие нужно создать условия для его популяризации, освоения старинного мастерства и глубокого его изучения. Китайское правительство в последние годы прилагает для этого много усилий. Так, в школах по всей стране проводят конкурсы, выставки и учебные курсы по вырезанию из бумаги, чтобы стимулировать интерес учащихся к этому искусству, улучшить практические навыки и выявить эстетические способности школьников.

 

Традиционное мастерство нужно не только изучать, но и создавать творческие произведения, например, вырезку из бумаги соединить с произведением древней поэзии. В 2018 г. был издан редчайший сборник, который называется «Цзяньин» (силуэт). Это уникальное издание включает три тома – поэзия времен эпохи Тан, сунские «цы» и юаньская драма. Каждая из 24 глав. Благодаря мастерству шести опытнейших ремесленников, шесть видов вырезки из бумаги, которые находятся на грани исчезновения, были «соединены» с поэзией времен эпохи Тан, сунскими «цы» и юаньской драмой. Таким образом, знакомая для нас поэзия была проиллюстрирована с помощью художественных вырезок из бумаги. Купив такой сборник, читатель сможет не только самостоятельно вырезать узор из бумаги, но и глубже понять поэтическую концепцию.

截图1_meitu_1.jpg