截图1_meitu_1.jpg

Главная страница >> Культура >> текст

Каллиграфия в Камне

2019-02-01    журнал"КИТАЙ"

< >
Каллиграфия в Камне 

ЧЭНЬ КУНЬКУНЬ
Помните эмблему летней Олимпиады 2008 года «Танцующий Пекин»? Ее верхняя часть выполнены в виде китайской традиционной печати: на красном фоне изображен иероглиф 京 (цзин, «столица государства»), стилизованный под фигуру спортсмена или танцующего человека. Эту эмблему не рисовали, а выгравировали по всем правилам традиционного китайского искусства гравировки печатей («чжуанькэ»).
Раз уж речь зашла о гравировке, то нельзя не упомянуть и сами печати. В древности ими заверяли, визировали самые разные документы: указы государственных учреждений и правительств, воинские донесения. Печать была символом власти и подтверждением полномочий человека, который скреплял документ оттиском. Гравировка печатей объединяет в себе несколько искусств: каллиграфию, живопись, резьбу и может выполняться ножом по металлу, нефриту, камню, бамбуку, дереву и другим материалам. В результате получаются работы с надписями или узорами. А играют они сразу две роли: функциональную и эстетическую. Китайское искусство гравировки печатей насчитывает более 3000 лет. В 2009 году оно было включено в реестр нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Древнее «удостоверение личности»
Гравировка стала развиваться как искусство благодаря распространению печатей. В эпоху Весен и Осеней и период Воюющих Царств (770 г. до н. э. – 221 г. до н. э.) значительно повысились объемы производства, люди стали чаще обмениваться товарами, и возникла необходимость как-то подтвердить личность человека и таким образом обеспечить безопасность перевозки или хранения товаров. Для этого стали использовать печати. Долгое время в китайском языке этот инструмент носил название 玺 («си»). Но после того, как император Цинь Шихуан объединил шесть царств (около 221 г. до н. э.), печати стали ассоциироваться с властью правящего класса, и слово 玺 стали использоваться только применительно к печати верховного правителя династии. Печать же чиновника или простых людей получила название 印 («инь»).
Искусство гравировки печатей развивалось на протяжении более 3000 лет китайской истории и пережило больше 10 династий. Оно прошло два этапа бурного развития. Первый пришелся на период Воюющих царств, династий Цинь, Хань, Вэй и Цзинь (475 г. до н. э. – 420 г. н. э.). Тогда печати делали в основном из нефрита, золота, слоновой кости и рогов животных. Этот период
также называется «древним периодом развития искусства гравировки печатей». Печати 玺 и 印, созданные при династии Хань, славятся не только большим разнообразием шрифтов, но и картинками причудливых насекомых и птиц.
После династии Тан (618 – 907 гг.) печати стали использоваться шире, и их гравировка стала одним из видов художественного искусства. Теперь они стали не только подтверждением имени человека, но и средством, которое добавляет художественной ценности произведениям искусства: печати стали ставить на каллиграфических произведениях и картинах. Это добавляло им ценности в глазах коллекционеров. Печать была также символом одобрения. С тех пор печати стали не просто подтверждением власти и идентификации личности, но одним из видов искусства, который сам по себе имеет эстетическую ценность.
Второй период бурного развития искусства гравировки пришелся на династии Мин и Цин (1368 – 1912 гг.). В эту эпоху не только расширился ассортимент камней, которые использовались под печати, но и появились ярко выраженные школы гравировки и признанные мастера этого ремесла.
Печать как знак одобрения
В гравировке печатей чаще всего используют один из древних стилей каллиграфического письма – шрифт «чжуаньшу». Его главное преимущество заключается в том, что его легче всего гравировать, собственно от глагола «гравировать» (гжунькэ) он и получил свое название.
Наиболее широко используемым сырьем для гравировки являются камни. Материалы, добытые в разных географических регионах, имеют разную текстуру. Стеатит из уезда Цинтянь провинции Чжэцзян, например, мягкий и гладкий, не слишком твердый или сухой, поэтому он отлично подходит для гравировки. Агальматолит из города Фучжоу провинции Фуцзянь, называют одним из 4 камней, традиционно используемых для гравировки печатей, за что его называют «сокровищем Китая». Этот материал имеет плотную структуру и широкую палитру цветов: от белого, голубого и синего до желтого и красного.
Гравировка печатей – это искусство, которое тесно связано с каллиграфией. Можно сказать, что резьба иероглифов по камню – это новое обличье каллиграфии и один из видов «штрихового» изобразительного искусства. Как сказал некогда известный китайский художник У Чаншо, гравировка печатей – это искусство, в котором встречаются каллиграфия «чжуаньшу» и резьба. Они прекрасно дополняют друг друга. Гравировка печатей – это искусство, в котором сила и причудливость каллиграфии передается не кистью, а ножом.
Что интересно, в Китае печать не только скрепляет документ и придает ему силу, но и может использоваться как средство выразить восхищение произведением искусства. Говорят, что шестой правитель династии Цин
император Цяньлун (правил с 1736 по 1795 год) очень любил коллекционировать картины и произведения каллиграфии. Каждый раз, когда видел приглянувшуюся ему работу, он ставил на ней печать, а порой даже делал небольшую надпись. За свою долгую жизнь император выгравировал более тысячи печатей. Цяньлун был не единственным любителем оставить свой «комментарий» на произведениях искусства других авторов. А для историков это большая ценность, ведь по таким отметкам можно проследить, кто владел произведением.
Популяризация
Когда дело доходит до гравировки, нельзя не упомянуть Общество гравировщиков печатей «Силин». В 2009 году оно как продолжатель традиций этого древнего искусства подало заявку на включение гравировки печатей в список нематериального культурного наследия человечества.
«Силин» – академическое объединение, оно было основано в 1904 году и существует поныне. Его можно назвать старейшим, самым успешным и наиболее влиятельным академическим объединением в истории резьбы по камню в Китае и за рубежом. Оно ставило своей целью создать организацию, которая сохраняла бы материалы для печатей, проводила бы исследования в области гравировки печатей и объединяла бы искусство печати с живописью и каллиграфией. В «Силин» входят мастера по резьбе, живописи, эстетике, специалисты в области археологии, культуры и истории. Но при всем таком разнообразии профессий стать членом общества очень сложно: к кандидатам предъявляются очень строгие требования. Поэтому совсем не удивительно, что за 100 лет существования «Силина» в его составе было только 404 члена.
Помимо этого объединения в Китае насчитывается более 300 профессиональных организаций, которые занимаются исследованием гравировки печатей. В 2006 году была учреждена Китайская академия гравировальных искусств – первый государственный орган, занимающийся исследованием и созданием произведений в технике гравировки печатей. Уже более 10 лет академия безустанно трудится на этом поприще и подготовила не одного квалифицированного гравировщика. Директор Китайской академии гравировальных искусств, госпожа Ло Пэнпэн отметила, что в прошлом гравировальное искусство как вид изящных искусства было популярно среди образованных интеллектуалов и находило мало поддержки среди других слоев населения. Однако ни один вид искусства не может быть полностью отделен от массового любителя, от реальной жизни, ведь от этого зависит, будет ли он жить дальше и передаваться новым поколениям.
В некоторых китайских городах создали ассоциации по распространению искусства гравировки печатей. Они проводят выставки и дают уроки для всех желающих. Мастер-классы дают в школах и вузах, благодаря чему это искусство находит своих почитателей среди молодежи и в целом становится более массовым. Сама гравировка тоже завоевывает новые горизонты, и добавляет особого шарма самым повседневным предметам – чайным
сервизам, наборам для спиртных напитков. Элементы резьбы часто можно увидеть на китайском музыкальном инструменте гуцинь, а гравировальную стилистику – на почтовых марках.

на странице

на следующей странице

Каллиграфия в Камне

2019-02-01    журнал"КИТАЙ"

Каллиграфия в Камне 

ЧЭНЬ КУНЬКУНЬ
Помните эмблему летней Олимпиады 2008 года «Танцующий Пекин»? Ее верхняя часть выполнены в виде китайской традиционной печати: на красном фоне изображен иероглиф 京 (цзин, «столица государства»), стилизованный под фигуру спортсмена или танцующего человека. Эту эмблему не рисовали, а выгравировали по всем правилам традиционного китайского искусства гравировки печатей («чжуанькэ»).
Раз уж речь зашла о гравировке, то нельзя не упомянуть и сами печати. В древности ими заверяли, визировали самые разные документы: указы государственных учреждений и правительств, воинские донесения. Печать была символом власти и подтверждением полномочий человека, который скреплял документ оттиском. Гравировка печатей объединяет в себе несколько искусств: каллиграфию, живопись, резьбу и может выполняться ножом по металлу, нефриту, камню, бамбуку, дереву и другим материалам. В результате получаются работы с надписями или узорами. А играют они сразу две роли: функциональную и эстетическую. Китайское искусство гравировки печатей насчитывает более 3000 лет. В 2009 году оно было включено в реестр нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО.
Древнее «удостоверение личности»
Гравировка стала развиваться как искусство благодаря распространению печатей. В эпоху Весен и Осеней и период Воюющих Царств (770 г. до н. э. – 221 г. до н. э.) значительно повысились объемы производства, люди стали чаще обмениваться товарами, и возникла необходимость как-то подтвердить личность человека и таким образом обеспечить безопасность перевозки или хранения товаров. Для этого стали использовать печати. Долгое время в китайском языке этот инструмент носил название 玺 («си»). Но после того, как император Цинь Шихуан объединил шесть царств (около 221 г. до н. э.), печати стали ассоциироваться с властью правящего класса, и слово 玺 стали использоваться только применительно к печати верховного правителя династии. Печать же чиновника или простых людей получила название 印 («инь»).
Искусство гравировки печатей развивалось на протяжении более 3000 лет китайской истории и пережило больше 10 династий. Оно прошло два этапа бурного развития. Первый пришелся на период Воюющих царств, династий Цинь, Хань, Вэй и Цзинь (475 г. до н. э. – 420 г. н. э.). Тогда печати делали в основном из нефрита, золота, слоновой кости и рогов животных. Этот период
также называется «древним периодом развития искусства гравировки печатей». Печати 玺 и 印, созданные при династии Хань, славятся не только большим разнообразием шрифтов, но и картинками причудливых насекомых и птиц.
После династии Тан (618 – 907 гг.) печати стали использоваться шире, и их гравировка стала одним из видов художественного искусства. Теперь они стали не только подтверждением имени человека, но и средством, которое добавляет художественной ценности произведениям искусства: печати стали ставить на каллиграфических произведениях и картинах. Это добавляло им ценности в глазах коллекционеров. Печать была также символом одобрения. С тех пор печати стали не просто подтверждением власти и идентификации личности, но одним из видов искусства, который сам по себе имеет эстетическую ценность.
Второй период бурного развития искусства гравировки пришелся на династии Мин и Цин (1368 – 1912 гг.). В эту эпоху не только расширился ассортимент камней, которые использовались под печати, но и появились ярко выраженные школы гравировки и признанные мастера этого ремесла.
Печать как знак одобрения
В гравировке печатей чаще всего используют один из древних стилей каллиграфического письма – шрифт «чжуаньшу». Его главное преимущество заключается в том, что его легче всего гравировать, собственно от глагола «гравировать» (гжунькэ) он и получил свое название.
Наиболее широко используемым сырьем для гравировки являются камни. Материалы, добытые в разных географических регионах, имеют разную текстуру. Стеатит из уезда Цинтянь провинции Чжэцзян, например, мягкий и гладкий, не слишком твердый или сухой, поэтому он отлично подходит для гравировки. Агальматолит из города Фучжоу провинции Фуцзянь, называют одним из 4 камней, традиционно используемых для гравировки печатей, за что его называют «сокровищем Китая». Этот материал имеет плотную структуру и широкую палитру цветов: от белого, голубого и синего до желтого и красного.
Гравировка печатей – это искусство, которое тесно связано с каллиграфией. Можно сказать, что резьба иероглифов по камню – это новое обличье каллиграфии и один из видов «штрихового» изобразительного искусства. Как сказал некогда известный китайский художник У Чаншо, гравировка печатей – это искусство, в котором встречаются каллиграфия «чжуаньшу» и резьба. Они прекрасно дополняют друг друга. Гравировка печатей – это искусство, в котором сила и причудливость каллиграфии передается не кистью, а ножом.
Что интересно, в Китае печать не только скрепляет документ и придает ему силу, но и может использоваться как средство выразить восхищение произведением искусства. Говорят, что шестой правитель династии Цин
император Цяньлун (правил с 1736 по 1795 год) очень любил коллекционировать картины и произведения каллиграфии. Каждый раз, когда видел приглянувшуюся ему работу, он ставил на ней печать, а порой даже делал небольшую надпись. За свою долгую жизнь император выгравировал более тысячи печатей. Цяньлун был не единственным любителем оставить свой «комментарий» на произведениях искусства других авторов. А для историков это большая ценность, ведь по таким отметкам можно проследить, кто владел произведением.
Популяризация
Когда дело доходит до гравировки, нельзя не упомянуть Общество гравировщиков печатей «Силин». В 2009 году оно как продолжатель традиций этого древнего искусства подало заявку на включение гравировки печатей в список нематериального культурного наследия человечества.
«Силин» – академическое объединение, оно было основано в 1904 году и существует поныне. Его можно назвать старейшим, самым успешным и наиболее влиятельным академическим объединением в истории резьбы по камню в Китае и за рубежом. Оно ставило своей целью создать организацию, которая сохраняла бы материалы для печатей, проводила бы исследования в области гравировки печатей и объединяла бы искусство печати с живописью и каллиграфией. В «Силин» входят мастера по резьбе, живописи, эстетике, специалисты в области археологии, культуры и истории. Но при всем таком разнообразии профессий стать членом общества очень сложно: к кандидатам предъявляются очень строгие требования. Поэтому совсем не удивительно, что за 100 лет существования «Силина» в его составе было только 404 члена.
Помимо этого объединения в Китае насчитывается более 300 профессиональных организаций, которые занимаются исследованием гравировки печатей. В 2006 году была учреждена Китайская академия гравировальных искусств – первый государственный орган, занимающийся исследованием и созданием произведений в технике гравировки печатей. Уже более 10 лет академия безустанно трудится на этом поприще и подготовила не одного квалифицированного гравировщика. Директор Китайской академии гравировальных искусств, госпожа Ло Пэнпэн отметила, что в прошлом гравировальное искусство как вид изящных искусства было популярно среди образованных интеллектуалов и находило мало поддержки среди других слоев населения. Однако ни один вид искусства не может быть полностью отделен от массового любителя, от реальной жизни, ведь от этого зависит, будет ли он жить дальше и передаваться новым поколениям.
В некоторых китайских городах создали ассоциации по распространению искусства гравировки печатей. Они проводят выставки и дают уроки для всех желающих. Мастер-классы дают в школах и вузах, благодаря чему это искусство находит своих почитателей среди молодежи и в целом становится более массовым. Сама гравировка тоже завоевывает новые горизонты, и добавляет особого шарма самым повседневным предметам – чайным
сервизам, наборам для спиртных напитков. Элементы резьбы часто можно увидеть на китайском музыкальном инструменте гуцинь, а гравировальную стилистику – на почтовых марках.

截图1_meitu_1.jpg