9ad6c97fffa6cc7228055140cb488ac.jpg

Главная страница >> Культура >> текст

«Гранат»: Каллиграфия в живописи

2022-10-14    

< >

«Гранат»: Каллиграфия в живописи

Чжао Сяолай

 

 

У Чаншо (1844–1927 гг.) был известным китайским художником, каллиграфом и резчиком печатей. Творчески он сформировался довольно поздно, однако с лихвой компенсировал это своими достижениями: У Чаншо создал собственный уникальный стиль, сочетающий принципы традиционной китайской живописи с реалистическим направлением академической школы. Лучше всего талант мастера отображен в картине «Гранат», написанной им в последние годы жизни.

 

На пути к искусству

У Чаншо родился в деревне Чжанъу уезда Сяофэн пров. Чжэцзян (сейчас это уезд Аньцзи г. Хучжоу) в 1844 г. в семье ученых. В детстве он учился разным наукам у своего отца, который сделал особый упор на искусстве гравировки печатей. Мальчик был очень старательным, и его развитию не помешала даже бедность семьи – когда у Чаншо не было денег на бумагу и ручки, он писал сломанной старой кистью, смоченной в воде, на кирпичах, на которых он также тренировался при отсутствии камней для гравировки печатей. Когда У Чаншо было 15 лет, его семья бежала в горы от ужасов войны, разразившейся в то время. В конце концов он даже оказался разлучен с родителями. Юноша зарабатывал на жизнь поденной работой и несколько лет скитался по разным местам в Хубэе, Аньхое и других провинциях.

В 1864 г., когда в стране постепенно восстановился порядок, У Чаншо вернулся в родной город, где по настоянию местных чиновников принял участие в экзамене на ученую степень «сюцай», который он успешно сдал, и позже получил должность в администрации уезда Аньдун пров. Цзянсу. Новоиспеченный госслужащий, однако, оставил пост после одного месяца работы, потому что не умел льстить начальству.  Уйдя в отставку, молодой человек отказался от карьеры и полностью погрузился в творчество.

Вступив на путь искусства, У Чаншо стал часто путешествовать в поисках известных учителей, которые помогли бы ему усовершенствовать свои художественные навыки. В 1882 г. он перевез свою семью в Сучжоу и продолжал много разъезжать между Цзянсу и Чжэцзяном, где он нашел и исследовал большое количество стел с надписями, печатей, произведений каллиграфии и живописи. По мере того как его навыки улучшались, а его творческий потенциал достигал все новых высот, работы мастера постепенно получали все большее признание в обществе. Стоит упомянуть, что У Чаншо научился рисовать в 30 лет, но до сорокалетнего возраста никому не показывал свои картины. Темой его полотен в основном являются цветы; изредка он также писал пейзажи, подписывая работы в разных каллиграфических стилях: «синшу» с элементами «чжуаньшу», «лишу», «вольная скоропись» и др.

В своих картинах У Чаншо использовал смелые и насыщенные цвета. Именно из-за этой уникальной палитры его работы так популярны.

Кроме того, на многих полотнах У Чаншо объекты наклонены – особенно он любил так рисовать ветви. В изображении ползучих растений мастер умел объединять свои неповторимые сильные мазки, композицию, стихотворные строчки, написанные в каллиграфическом стиле, и свою подпись в единое целое; этот синтез дает зрителю ощущение энергии и ритма.

 

Глубокое влияние на современную живопись

Пик творчества У Чаншо приходится на возраст от 65 до 82 лет. На этом этапе его искусство каллиграфии и живописи достигло апогея, и именно тогда были рождены многие его шедевры. Среди них широко известная картина «Гранат», написанная мастером, когда ему было 77 лет.

Композиция полотна сочетает элементы фантастики и реализма. Особого внимания заслуживает техника мазка У Чаншо – опыт резьбы по камню сделал его движения очень сильными, непохожими на других художников; создается ощущение, что его кисть имитирует эффект резьбы по камню – мазки очень смелые и непринужденные, в них чувствуется величие мастера. Гранат – добрый символ в Китае, означающий большое потомство и счастье, а работа У Чаншо изобилует плодами; на одном из них треснула кожура, и видны сочные зерна. Уникальна и палитра картины – автор подобрал оттенок чернил, очень близкий к натуральному цвету, что выглядит крайне реалистично. В плане композиции камень образует интересный треугольник в ветвями граната, что создает эффект динамичности.

По мнению многих известных художников и критиков, в «Гранате», с одной стороны, максимально раскрыт потенциал традиционного стиля «чжуаньшу», который является основой композиции, а с другой – привносит туда под влиянием западной философии личные эмоции, амбиции и переживания автора, что стало стимулом для развития китайской живописи.

Эксперты также отмечают, что У Чаншо рисовал каллиграфическими мазками, и фокусом его картин была форма, а не реалистичное изображение вещей. Он сформировал неповторимый стиль рисования тушью, который повлиял на живописцев новой и новейшей эпох. Многие выдающиеся китайские художники 20-го века либо были непосредственными учениками У Чаншо, либо находились под сильным влиянием его творчества.

на странице

на следующей странице

«Гранат»: Каллиграфия в живописи

2022-10-14    

«Гранат»: Каллиграфия в живописи

Чжао Сяолай

 

 

У Чаншо (1844–1927 гг.) был известным китайским художником, каллиграфом и резчиком печатей. Творчески он сформировался довольно поздно, однако с лихвой компенсировал это своими достижениями: У Чаншо создал собственный уникальный стиль, сочетающий принципы традиционной китайской живописи с реалистическим направлением академической школы. Лучше всего талант мастера отображен в картине «Гранат», написанной им в последние годы жизни.

 

На пути к искусству

У Чаншо родился в деревне Чжанъу уезда Сяофэн пров. Чжэцзян (сейчас это уезд Аньцзи г. Хучжоу) в 1844 г. в семье ученых. В детстве он учился разным наукам у своего отца, который сделал особый упор на искусстве гравировки печатей. Мальчик был очень старательным, и его развитию не помешала даже бедность семьи – когда у Чаншо не было денег на бумагу и ручки, он писал сломанной старой кистью, смоченной в воде, на кирпичах, на которых он также тренировался при отсутствии камней для гравировки печатей. Когда У Чаншо было 15 лет, его семья бежала в горы от ужасов войны, разразившейся в то время. В конце концов он даже оказался разлучен с родителями. Юноша зарабатывал на жизнь поденной работой и несколько лет скитался по разным местам в Хубэе, Аньхое и других провинциях.

В 1864 г., когда в стране постепенно восстановился порядок, У Чаншо вернулся в родной город, где по настоянию местных чиновников принял участие в экзамене на ученую степень «сюцай», который он успешно сдал, и позже получил должность в администрации уезда Аньдун пров. Цзянсу. Новоиспеченный госслужащий, однако, оставил пост после одного месяца работы, потому что не умел льстить начальству.  Уйдя в отставку, молодой человек отказался от карьеры и полностью погрузился в творчество.

Вступив на путь искусства, У Чаншо стал часто путешествовать в поисках известных учителей, которые помогли бы ему усовершенствовать свои художественные навыки. В 1882 г. он перевез свою семью в Сучжоу и продолжал много разъезжать между Цзянсу и Чжэцзяном, где он нашел и исследовал большое количество стел с надписями, печатей, произведений каллиграфии и живописи. По мере того как его навыки улучшались, а его творческий потенциал достигал все новых высот, работы мастера постепенно получали все большее признание в обществе. Стоит упомянуть, что У Чаншо научился рисовать в 30 лет, но до сорокалетнего возраста никому не показывал свои картины. Темой его полотен в основном являются цветы; изредка он также писал пейзажи, подписывая работы в разных каллиграфических стилях: «синшу» с элементами «чжуаньшу», «лишу», «вольная скоропись» и др.

В своих картинах У Чаншо использовал смелые и насыщенные цвета. Именно из-за этой уникальной палитры его работы так популярны.

Кроме того, на многих полотнах У Чаншо объекты наклонены – особенно он любил так рисовать ветви. В изображении ползучих растений мастер умел объединять свои неповторимые сильные мазки, композицию, стихотворные строчки, написанные в каллиграфическом стиле, и свою подпись в единое целое; этот синтез дает зрителю ощущение энергии и ритма.

 

Глубокое влияние на современную живопись

Пик творчества У Чаншо приходится на возраст от 65 до 82 лет. На этом этапе его искусство каллиграфии и живописи достигло апогея, и именно тогда были рождены многие его шедевры. Среди них широко известная картина «Гранат», написанная мастером, когда ему было 77 лет.

Композиция полотна сочетает элементы фантастики и реализма. Особого внимания заслуживает техника мазка У Чаншо – опыт резьбы по камню сделал его движения очень сильными, непохожими на других художников; создается ощущение, что его кисть имитирует эффект резьбы по камню – мазки очень смелые и непринужденные, в них чувствуется величие мастера. Гранат – добрый символ в Китае, означающий большое потомство и счастье, а работа У Чаншо изобилует плодами; на одном из них треснула кожура, и видны сочные зерна. Уникальна и палитра картины – автор подобрал оттенок чернил, очень близкий к натуральному цвету, что выглядит крайне реалистично. В плане композиции камень образует интересный треугольник в ветвями граната, что создает эффект динамичности.

По мнению многих известных художников и критиков, в «Гранате», с одной стороны, максимально раскрыт потенциал традиционного стиля «чжуаньшу», который является основой композиции, а с другой – привносит туда под влиянием западной философии личные эмоции, амбиции и переживания автора, что стало стимулом для развития китайской живописи.

Эксперты также отмечают, что У Чаншо рисовал каллиграфическими мазками, и фокусом его картин была форма, а не реалистичное изображение вещей. Он сформировал неповторимый стиль рисования тушью, который повлиял на живописцев новой и новейшей эпох. Многие выдающиеся китайские художники 20-го века либо были непосредственными учениками У Чаншо, либо находились под сильным влиянием его творчества.

9ad6c97fffa6cc7228055140cb488ac.jpg