999.png

Главная страница >> Культура >> текст

Руины эпохи палеолита

2023-02-09    

  • 微信截图_20230209105350.png

< >

Руины эпохи палеолита

 

 ЧЖАН ЦЗИНВЭНЬ

 

 

От редакции. История современной китайской археологии, зародившейся в 1921 г., насчитывает 102 года. Сегодня эта наука интенсивно развивается, наша страна принимает активное участие в международном  сотрудничестве в данной сфере, чем содействует обмену и взаимному обучению цивилизаций. Начиная с этого номера мы будем рассказывать вам истории о важнейших археологических находках, сделанных на территории Китая, познакомим вас с единством в разнообразии китайской цивилизации, покажем изменение и прогресс археологической мысли страны.

 

Даже экстремальные условия высокогорья не воспрепятствовали распространению человеческой цивилизации! Руины Пило, расположенные в уезде Даочэн Гардзе-Тибетского автономного округа пров. Сычуань, служат убедительным доказательством того, как люди успешно выживали в дикой природе Цинхай-Тибетского нагорья.

«Какая просторная и плоская терраса!» – восхищался, стоя на небольшом склоне холма в округе Даочэн в мае 2020 г.,  заведующий кафедрой изделий из камня эпохи палеолита при Научно-исследовательском институте культурных реликвий и археологии пров. Сычуань, исполнительный руководитель археологического проекта руин Пило Чжэн Чжэсюань. В тот момент он никак не ожидал, что под этой террасой скрывается редкий крупномасштабный естественный палеолитический памятник, известный ныне как руины Пило. Это – объект эпохи древнего каменного века с самой большой площадью, наиболее полно сохранившимися слоями, самыми богатыми и разнообразными культурными типами археологических артефактов на всем Цинхай-Тибетском нагорье.

 

Обнаружение руин Пило

В период первобытного общества производственная деятельность человека была сильно ограничена локальными природными условиями. Каменные орудия, как правило, изготавливались из местного сырья, которое собирали с близлежащих речных пляжей или скальных образований, отбирая наиболее подходящие для нужного типа будущего инструмента. Именно эти древнейшие орудия человека открыли нам портал сквозь годы и пространство, через который мы черпаем знания о наших древних пращурах из тех далеких времен, когда еще не было никаких письменных источников.

В марте 2019 г. Чжэн Чжэсюань во главе группы археологов отправился в Кандин – административный центр Гардзе-Тибетского автономного округа – для планового исследования трассы возле железной дороги Сычуань – Тибет и предварительного определении археологической ценности района. В один из дней рабочие неожиданно нашли на террасе камень с явными признаками палеолитического орудия и принесли его Чжэн Чжэсюаню. «Я не мог поверить своим глазам, – рассказывает ученый. – С большим волнением, еще боясь ошибиться, я показал находку своему  однокашнику, находившемуся неподалеку. Тот несколько секунд колебался – столь неожиданным было найти такой предмет в этих краях! Но вскоре радость от убеждения в невероятном открытии охватила нас обоих, заставив лучиться от счастья наши глаза. Это был бифас – типичный пример “высокотехнологичного” каменного изделия эпохи палеолита. Нам показалось, что расступились тучи и сверкнуло солнце! Ведь найти любой памятник той древней эпохи – огромная удача». Итак, было решено: после завершения текущей миссии команда бралась за специальное археологическое исследование местных палеолитических слоев.

В следующем году с апреля по май Чжэн Чжэсюань с коллегами сфокусировался на исследовании уезда Даочэн Гардзе-Тибетского автономного округа пров. Сычуань, и руины Пило, поддаваясь упорству энтузиастов, стали раскрывать свои тайны. 11 мая археологи впервые обнаружили в Пило небольшое количество нуклеусов и каменных отщепов. 12 мая был обнаружен первый классический  бифас, а затем друг за другом нашелся второй и третий... Внутренний голос подсказывал Чжэн Чжэсюаню, что эти руины – необычные. И действительно, 14 мая на археологов обрушилась лавина находок, было собрано почти 20 штук бифасов! Даже разразившаяся после обеда гроза со штормовым ливнем и градом не остановили увлеченных исследователей древности: люди лишь сильнее хмурились под ударами градин, но не прекращали высматривать и собирать древние орудия из камня.

С конца апреля по начало ноября 2021 г. Научно-исследовательский институт культурных реликвий и археологии пров. Сычуань и Школа археологии и музееведения Пекинского университета проводили активные археологические изыскания на руинах Пило. В основном археологи изо дня в день занимались раскопками и стратиграфией. На основе результатов полевых работ первого этапа ученые предварительно определили, что площадь руин Пило составляет около 100 га, было найдено и описано несколько участков, на которых остались следы деятельности древних людей, а также зафиксировано и пронумеровано более 7000 артефактов.


 

Ашельский бифас в Восточной Азии

Наиболее выдающиеся находки этой экспедиции, носящие прорывной характер, это, конечно, ашельские бифасы. Этот вид орудий древнего человека назван в честь местечка Сент-Ашель, находящегося на окраине Амьена (Франция), где подобные древние каменные изделия особого типа были в большом количестве обнаружены и описаны в 1859 г. Ашельский бифас представляет собой первый сверхпрочный хорошо обработанный доисторический инструмент: это тщательно оббитый обязательно с обеих сторон камень, качество выделки которого является своеобразным отличительным маркером для всей группы этих режуще-рубящих инструментов. Можно сказать, что такие находки свидетельствуют о владении высочайшими технологиями обработки и производства каменных орудий периода перехода от человека умелого (Homo habilis) к человеку прямоходящему (Homo erectus).

До находок в Пило в академическом сообществе шел бесконечный спор о том, существовали ли столь продвинутые палеотехнологии в Восточной Азии. В 1944 г. американский археолог Халлам Мовиус, вернувшись из экспедиции в Юго-Восточную Азию, сделал вывод, что, судя по результатам исследований палеолитических стоянок, технология производства бифасов существовала лишь в Западной Европе, Африке, Западной Азии и на Южноазиатском субконтиненте, но абсолютно отсутствовала в Восточной и Юго-Восточной Азии, Сибири и некоторых других местах. Основываясь на этом, он провел по карте Евразии и Африки так называемую «линию Мовиуса», разделявшую древний мир на два палеолитических культурных круга. По мнению ученого все, что было западнее этой линии, являлось областью передовой культуры, представители которой были способны освоить самые высокие на тот момент технологии изготовления инструментов. Все же, что лежало на востоке от линии Мовиуса, ученый назвал «пограничным регионом с отставанием в культуре», который характеризовался традицией изготовления довольно примитивных рубящих орудий.

По мере планомерного проведения археологических работ в Китае обнаруживалось все большее количество каменных орудий, обработанных с обеих сторон, например, в горах Чанбайшань в пров. Цзилинь и в районе города Байсэ (Гуанси-Чжуанский автономный район). Однако технологии их изготовления были довольно простыми и не соответствовали классическому ашельскому стандарту бифасов. В последние годы в уезде Лонань пров. Шэньси были найдены бифасы, которые имели некоторые технические характеристики раннего Ашеля, но из-за того, что они оказались не очень тонкими и недостаточно симметричными, некоторые иностранные ученые называли их «нетипичными». Бифасы же, а равно и топоры с тонким лезвием и некоторые другие артефакты, обнаруженные на руинах Пило, оказались наиболее типичными, изящными, исполненными по самой зрелой технологии Ашеля, с использованием наиболее полной комбинации ашельских приемов. При этом они были обнаружены не просто в Восточной Азии, но и стали самыми высокогорными подобными находками в мире! Так была поставлена жирная точка в длившихся более полувека спорах о «линии Мовиуса».

Комментируя это революционное открытие, Чжэн Чжэсюань сказал: «Да, в настоящее время мы не можем сказать, были ли созданы эти каменные орудия в результате непрерывных технологических инноваций одних и тех же племен наших предков или это был результат миграции групп, обладавших подобными передовыми умениями. Но по крайней мере в одном мы можем не сомневаться: даже экстремальные условия высокогорья не помешали распространению человеческой цивилизации. Руины Пило –  свидетели подвига человеческого духа, преодолевшего невероятно тяжелые условия жизни на Цинхай-Тибетском нагорье». 

 

на странице

на следующей странице

Руины эпохи палеолита

2023-02-09    

  • 微信截图_20230209105350.png

Руины эпохи палеолита

 

 ЧЖАН ЦЗИНВЭНЬ

 

 

От редакции. История современной китайской археологии, зародившейся в 1921 г., насчитывает 102 года. Сегодня эта наука интенсивно развивается, наша страна принимает активное участие в международном  сотрудничестве в данной сфере, чем содействует обмену и взаимному обучению цивилизаций. Начиная с этого номера мы будем рассказывать вам истории о важнейших археологических находках, сделанных на территории Китая, познакомим вас с единством в разнообразии китайской цивилизации, покажем изменение и прогресс археологической мысли страны.

 

Даже экстремальные условия высокогорья не воспрепятствовали распространению человеческой цивилизации! Руины Пило, расположенные в уезде Даочэн Гардзе-Тибетского автономного округа пров. Сычуань, служат убедительным доказательством того, как люди успешно выживали в дикой природе Цинхай-Тибетского нагорья.

«Какая просторная и плоская терраса!» – восхищался, стоя на небольшом склоне холма в округе Даочэн в мае 2020 г.,  заведующий кафедрой изделий из камня эпохи палеолита при Научно-исследовательском институте культурных реликвий и археологии пров. Сычуань, исполнительный руководитель археологического проекта руин Пило Чжэн Чжэсюань. В тот момент он никак не ожидал, что под этой террасой скрывается редкий крупномасштабный естественный палеолитический памятник, известный ныне как руины Пило. Это – объект эпохи древнего каменного века с самой большой площадью, наиболее полно сохранившимися слоями, самыми богатыми и разнообразными культурными типами археологических артефактов на всем Цинхай-Тибетском нагорье.

 

Обнаружение руин Пило

В период первобытного общества производственная деятельность человека была сильно ограничена локальными природными условиями. Каменные орудия, как правило, изготавливались из местного сырья, которое собирали с близлежащих речных пляжей или скальных образований, отбирая наиболее подходящие для нужного типа будущего инструмента. Именно эти древнейшие орудия человека открыли нам портал сквозь годы и пространство, через который мы черпаем знания о наших древних пращурах из тех далеких времен, когда еще не было никаких письменных источников.

В марте 2019 г. Чжэн Чжэсюань во главе группы археологов отправился в Кандин – административный центр Гардзе-Тибетского автономного округа – для планового исследования трассы возле железной дороги Сычуань – Тибет и предварительного определении археологической ценности района. В один из дней рабочие неожиданно нашли на террасе камень с явными признаками палеолитического орудия и принесли его Чжэн Чжэсюаню. «Я не мог поверить своим глазам, – рассказывает ученый. – С большим волнением, еще боясь ошибиться, я показал находку своему  однокашнику, находившемуся неподалеку. Тот несколько секунд колебался – столь неожиданным было найти такой предмет в этих краях! Но вскоре радость от убеждения в невероятном открытии охватила нас обоих, заставив лучиться от счастья наши глаза. Это был бифас – типичный пример “высокотехнологичного” каменного изделия эпохи палеолита. Нам показалось, что расступились тучи и сверкнуло солнце! Ведь найти любой памятник той древней эпохи – огромная удача». Итак, было решено: после завершения текущей миссии команда бралась за специальное археологическое исследование местных палеолитических слоев.

В следующем году с апреля по май Чжэн Чжэсюань с коллегами сфокусировался на исследовании уезда Даочэн Гардзе-Тибетского автономного округа пров. Сычуань, и руины Пило, поддаваясь упорству энтузиастов, стали раскрывать свои тайны. 11 мая археологи впервые обнаружили в Пило небольшое количество нуклеусов и каменных отщепов. 12 мая был обнаружен первый классический  бифас, а затем друг за другом нашелся второй и третий... Внутренний голос подсказывал Чжэн Чжэсюаню, что эти руины – необычные. И действительно, 14 мая на археологов обрушилась лавина находок, было собрано почти 20 штук бифасов! Даже разразившаяся после обеда гроза со штормовым ливнем и градом не остановили увлеченных исследователей древности: люди лишь сильнее хмурились под ударами градин, но не прекращали высматривать и собирать древние орудия из камня.

С конца апреля по начало ноября 2021 г. Научно-исследовательский институт культурных реликвий и археологии пров. Сычуань и Школа археологии и музееведения Пекинского университета проводили активные археологические изыскания на руинах Пило. В основном археологи изо дня в день занимались раскопками и стратиграфией. На основе результатов полевых работ первого этапа ученые предварительно определили, что площадь руин Пило составляет около 100 га, было найдено и описано несколько участков, на которых остались следы деятельности древних людей, а также зафиксировано и пронумеровано более 7000 артефактов.


 

Ашельский бифас в Восточной Азии

Наиболее выдающиеся находки этой экспедиции, носящие прорывной характер, это, конечно, ашельские бифасы. Этот вид орудий древнего человека назван в честь местечка Сент-Ашель, находящегося на окраине Амьена (Франция), где подобные древние каменные изделия особого типа были в большом количестве обнаружены и описаны в 1859 г. Ашельский бифас представляет собой первый сверхпрочный хорошо обработанный доисторический инструмент: это тщательно оббитый обязательно с обеих сторон камень, качество выделки которого является своеобразным отличительным маркером для всей группы этих режуще-рубящих инструментов. Можно сказать, что такие находки свидетельствуют о владении высочайшими технологиями обработки и производства каменных орудий периода перехода от человека умелого (Homo habilis) к человеку прямоходящему (Homo erectus).

До находок в Пило в академическом сообществе шел бесконечный спор о том, существовали ли столь продвинутые палеотехнологии в Восточной Азии. В 1944 г. американский археолог Халлам Мовиус, вернувшись из экспедиции в Юго-Восточную Азию, сделал вывод, что, судя по результатам исследований палеолитических стоянок, технология производства бифасов существовала лишь в Западной Европе, Африке, Западной Азии и на Южноазиатском субконтиненте, но абсолютно отсутствовала в Восточной и Юго-Восточной Азии, Сибири и некоторых других местах. Основываясь на этом, он провел по карте Евразии и Африки так называемую «линию Мовиуса», разделявшую древний мир на два палеолитических культурных круга. По мнению ученого все, что было западнее этой линии, являлось областью передовой культуры, представители которой были способны освоить самые высокие на тот момент технологии изготовления инструментов. Все же, что лежало на востоке от линии Мовиуса, ученый назвал «пограничным регионом с отставанием в культуре», который характеризовался традицией изготовления довольно примитивных рубящих орудий.

По мере планомерного проведения археологических работ в Китае обнаруживалось все большее количество каменных орудий, обработанных с обеих сторон, например, в горах Чанбайшань в пров. Цзилинь и в районе города Байсэ (Гуанси-Чжуанский автономный район). Однако технологии их изготовления были довольно простыми и не соответствовали классическому ашельскому стандарту бифасов. В последние годы в уезде Лонань пров. Шэньси были найдены бифасы, которые имели некоторые технические характеристики раннего Ашеля, но из-за того, что они оказались не очень тонкими и недостаточно симметричными, некоторые иностранные ученые называли их «нетипичными». Бифасы же, а равно и топоры с тонким лезвием и некоторые другие артефакты, обнаруженные на руинах Пило, оказались наиболее типичными, изящными, исполненными по самой зрелой технологии Ашеля, с использованием наиболее полной комбинации ашельских приемов. При этом они были обнаружены не просто в Восточной Азии, но и стали самыми высокогорными подобными находками в мире! Так была поставлена жирная точка в длившихся более полувека спорах о «линии Мовиуса».

Комментируя это революционное открытие, Чжэн Чжэсюань сказал: «Да, в настоящее время мы не можем сказать, были ли созданы эти каменные орудия в результате непрерывных технологических инноваций одних и тех же племен наших предков или это был результат миграции групп, обладавших подобными передовыми умениями. Но по крайней мере в одном мы можем не сомневаться: даже экстремальные условия высокогорья не помешали распространению человеческой цивилизации. Руины Пило –  свидетели подвига человеческого духа, преодолевшего невероятно тяжелые условия жизни на Цинхай-Тибетском нагорье». 

 

999.png