9ad6c97fffa6cc7228055140cb488ac.jpg

Главная страница >> Культура >> текст

Резаный шелк

2022-01-17    

< >

От редакции. Обладающие ярким китайским национальным колоритом народные танцы, традиционная музыка, театр, цирковое искусство, резьба по дереву, фарфоровые изделия и вышивка, – все это примеры нематериального культурного наследия Поднебесной, с которыми с этого номера мы будем знакомить читателей в данной рубрике.

Резаный шелк

Жань Шаньчуань

Живая реликвия китайского шелкового текстиля – узорчатая ткань кэсы. Она ткется на нитях основы из сравнительно тонкого шелка-сырца и переплетается особым образом с нитями утка из толстого вываренного и окрашенного готового шелка самых разных цветов. Для создания полотна используют маленькие ручные станки. Сначала мастер натягивает на станке нити основы, а затем наносит на них карандашом будущий рисунок или подкладывает под эти нити эскиз. Плетение узора ткани похоже на обычную работу ткача: нажимая на подножку станка, мастер раздвигает нити основы и одновременно руками поперек «леса» из этих ниток основы пропускает бамбуковый челнок с намотанным на него уточным шелком нужного цвета. Длина, на которую пропускается каждая цветная нить, соответствует рисунку ткани. Как правило, полученные шелковые стежки пряжи плотно пригоняются друг к другу специальной гребенчатой щеткой из дерева.

Так, сантиметр за сантиметром, ремесленник кропотливо переносит на ткань рисунок, постоянно меняя челноки с нитями разных цветов, и зачастую для изготовления одной картины требуется около сотни челноков. Рисунок на готовой работе выглядит одинаково с обеих сторон полотна, а изображение получается объемным, как сейчас говорят, трехмерным. Поэтому иногда такую ткань называют «парчой с выпуклым рисунком», но гораздо чаще встречается другое название – кэсы, которое переводят как «резаный шелк». Дело в том, что ткань, сформированная нитью утка, на границах цветовых участков разделена небольшими щелями, которые, просвечиваясь насквозь, создают впечатление, что полотно изрезано.

Это древнее искусство в основном распространено в г. Сучжоу пров. Цзянсу и прилегающих к нему районах. В 2006 г. сучжоуское искусство шелкоткачества кэсы было включено в список нематериального культурного наследия Китая.

Чудо-ткань

Сучжоуское кэсы имеет длинную историю и берет свое начало от ткаческих технологий, пришедших в Китай от западных народов во времена династии Хань (202–220 гг.). Сначала подобная технология в Поднебесной использовалась для производства шерстяной ткани, и лишь в династию Тан (618–907 гг.) ее перенесли на шелк.

Со времен династий Сун (960–1279 гг.) и Юань (1271–1368 гг.) технику кэсы стали активно применять для изготовления костюмов императоров и императриц, портретов правителей, а также каллиграфических и живописных гобеленов. Наивысшего расцвета технология «парчи с выпуклым рисунком» достигла во времена династии Южная Сун (1127–1279 гг.), когда с помощью кэсы создавались уникальные ткани с самыми разнообразными живописными мотивами, на которых присутствовали цветы и птицы, насекомые и рыбы, пейзажи и человеческие фигуры.

В период династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1636–1912 гг.) сучжоуское искусство кэсы достигло совершенства, бурно развивались ремесленные мастерские, однако использование их изделий допускалось лишь членами императорской семьи.

Шелковая ткань, выполненная по технологии кэсы, отличается исключительной тонкостью, простотой, элегантностью и многоцветным изяществом, и люди часто называли ее чудо-тканью. Кроме того, ткань слабо истирается, не мнется, легко переносит хранение в смятом виде, отжим, стирку и глажку, поэтому одно из ее переносных названий – «неистираемая тысячелетиями парча». По причине крайне изменчивых узоров и орнаментов, а также невероятно сложного процесса производства, все изделия по технологии кэсы до сих пор производят лишь ручным способом. Эта работа настолько сложна и трудоемка, что опытный ремесленник за всю свою жизнь может соткать не более 20 крупных работ.

Наследование традиций

Ткань кэсы, как и весь наряд из нее, делают только вручную, а это – огромный труд, поэтому само традиционное полотно и изделия из него стоят совсем недешево, что весьма сужало количество потребителей. В век же автоматизации и вытеснения ручного труда желающих заниматься столь кропотливой и изматывающей работой становилось все меньше и меньше, и техника изготовления «резаного шелка» стала забываться. В какой-то момент сучжоуское шелкоткачество кэсы даже балансировало на грани исчезновения, но включение в 2006 г. древней техники в национальный список нематериального культурного наследия Китая переломило негативную тенденцию. Теперь местные власти и хранители традиции изготовления этой удивительной шелковой ткани в целях защиты, сохранения и популяризации технологий последовательно принимают самые различные меры. Во-первых, после тщательного сбора и упорядочивания материалов и записей была создана база данных этого традиционного ремесла. Во-вторых, ведется активное обучение нового поколения профессиональных ремесленников. Проводятся мастер-классы, открыты лектории и курсы по обучению этому ремеслу в учебных заведениях, что содействует устойчивому развитию искусства кэсы. Опытные мастера не боятся вносить в технологию производства новаторские приемы, стараясь приблизить это нематериальное культурное наследие к потребностям современных людей.

В последние годы шелковая ткань, сотканная в технике кэсы, стала все чаще появляться в китайских исторических художественных фильмах и сериалах. Консультирует создателей фильмов Гу Цзяньдун, который, овладев секретами мастерства, решил использовать свои знания для популяризации «резанного шелка» через кино- и телеэкраны. «Я понимаю, что кино и телевидение смотрит огромное количество людей. – поясняет мастер, – Поэтому такая трансляция драгоценной китайской традиции изготовления “резаного шелка” охватит максимально широкую аудиторию».

Ныне сучжоуское искусство шелкоткачества кэсы, приняв эстафету предыдущих поколений, обретает новую жизнь. 48-летний Фань Юймин родился и вырос в г. Сучжоу. Его предки занимались изготовлением кэсы, а сам он учился у мастера национального уровня Ван Цзиньшаня. Следуя за своим наставником, Фань Юймин посвятил себя воскрешению культурных реликвий кэсы, разработке новых продуктов и исследованию древней техники, смешивая в своей работе элементы традиционной эстетики и современного искусства для создания невиданных ранее образцов шелковых тканей, которые бы обладали живым эклектичным характером.

Фань Юймин с гордостью рассказал про своего 21-летнего сына Фань Чэньсяо, который является одним из продолжателей традиции кэсы. Молодой ремесленник с детства отлично владеет техникой создания этих шелковых тканей, причем эти знания он уже передает ученикам местных средних школ и профессиональных училищ. Выслушав гордые слова отца, молодой мастер подытожил разговор: «Сейчас у меня есть благоприятные условия для продолжения этой уникальной традиции, для сохранения древнего наследия моей страны, и ничто не сможет помешать мне и далее прилагать твердые и неустанные усилия, выковывая дух нового поколения мастеров этого замечательного нематериального культурного наследия Китая».

на странице

на следующей странице

Резаный шелк

2022-01-17    

От редакции. Обладающие ярким китайским национальным колоритом народные танцы, традиционная музыка, театр, цирковое искусство, резьба по дереву, фарфоровые изделия и вышивка, – все это примеры нематериального культурного наследия Поднебесной, с которыми с этого номера мы будем знакомить читателей в данной рубрике.

Резаный шелк

Жань Шаньчуань

Живая реликвия китайского шелкового текстиля – узорчатая ткань кэсы. Она ткется на нитях основы из сравнительно тонкого шелка-сырца и переплетается особым образом с нитями утка из толстого вываренного и окрашенного готового шелка самых разных цветов. Для создания полотна используют маленькие ручные станки. Сначала мастер натягивает на станке нити основы, а затем наносит на них карандашом будущий рисунок или подкладывает под эти нити эскиз. Плетение узора ткани похоже на обычную работу ткача: нажимая на подножку станка, мастер раздвигает нити основы и одновременно руками поперек «леса» из этих ниток основы пропускает бамбуковый челнок с намотанным на него уточным шелком нужного цвета. Длина, на которую пропускается каждая цветная нить, соответствует рисунку ткани. Как правило, полученные шелковые стежки пряжи плотно пригоняются друг к другу специальной гребенчатой щеткой из дерева.

Так, сантиметр за сантиметром, ремесленник кропотливо переносит на ткань рисунок, постоянно меняя челноки с нитями разных цветов, и зачастую для изготовления одной картины требуется около сотни челноков. Рисунок на готовой работе выглядит одинаково с обеих сторон полотна, а изображение получается объемным, как сейчас говорят, трехмерным. Поэтому иногда такую ткань называют «парчой с выпуклым рисунком», но гораздо чаще встречается другое название – кэсы, которое переводят как «резаный шелк». Дело в том, что ткань, сформированная нитью утка, на границах цветовых участков разделена небольшими щелями, которые, просвечиваясь насквозь, создают впечатление, что полотно изрезано.

Это древнее искусство в основном распространено в г. Сучжоу пров. Цзянсу и прилегающих к нему районах. В 2006 г. сучжоуское искусство шелкоткачества кэсы было включено в список нематериального культурного наследия Китая.

Чудо-ткань

Сучжоуское кэсы имеет длинную историю и берет свое начало от ткаческих технологий, пришедших в Китай от западных народов во времена династии Хань (202–220 гг.). Сначала подобная технология в Поднебесной использовалась для производства шерстяной ткани, и лишь в династию Тан (618–907 гг.) ее перенесли на шелк.

Со времен династий Сун (960–1279 гг.) и Юань (1271–1368 гг.) технику кэсы стали активно применять для изготовления костюмов императоров и императриц, портретов правителей, а также каллиграфических и живописных гобеленов. Наивысшего расцвета технология «парчи с выпуклым рисунком» достигла во времена династии Южная Сун (1127–1279 гг.), когда с помощью кэсы создавались уникальные ткани с самыми разнообразными живописными мотивами, на которых присутствовали цветы и птицы, насекомые и рыбы, пейзажи и человеческие фигуры.

В период династий Мин (1368–1644 гг.) и Цин (1636–1912 гг.) сучжоуское искусство кэсы достигло совершенства, бурно развивались ремесленные мастерские, однако использование их изделий допускалось лишь членами императорской семьи.

Шелковая ткань, выполненная по технологии кэсы, отличается исключительной тонкостью, простотой, элегантностью и многоцветным изяществом, и люди часто называли ее чудо-тканью. Кроме того, ткань слабо истирается, не мнется, легко переносит хранение в смятом виде, отжим, стирку и глажку, поэтому одно из ее переносных названий – «неистираемая тысячелетиями парча». По причине крайне изменчивых узоров и орнаментов, а также невероятно сложного процесса производства, все изделия по технологии кэсы до сих пор производят лишь ручным способом. Эта работа настолько сложна и трудоемка, что опытный ремесленник за всю свою жизнь может соткать не более 20 крупных работ.

Наследование традиций

Ткань кэсы, как и весь наряд из нее, делают только вручную, а это – огромный труд, поэтому само традиционное полотно и изделия из него стоят совсем недешево, что весьма сужало количество потребителей. В век же автоматизации и вытеснения ручного труда желающих заниматься столь кропотливой и изматывающей работой становилось все меньше и меньше, и техника изготовления «резаного шелка» стала забываться. В какой-то момент сучжоуское шелкоткачество кэсы даже балансировало на грани исчезновения, но включение в 2006 г. древней техники в национальный список нематериального культурного наследия Китая переломило негативную тенденцию. Теперь местные власти и хранители традиции изготовления этой удивительной шелковой ткани в целях защиты, сохранения и популяризации технологий последовательно принимают самые различные меры. Во-первых, после тщательного сбора и упорядочивания материалов и записей была создана база данных этого традиционного ремесла. Во-вторых, ведется активное обучение нового поколения профессиональных ремесленников. Проводятся мастер-классы, открыты лектории и курсы по обучению этому ремеслу в учебных заведениях, что содействует устойчивому развитию искусства кэсы. Опытные мастера не боятся вносить в технологию производства новаторские приемы, стараясь приблизить это нематериальное культурное наследие к потребностям современных людей.

В последние годы шелковая ткань, сотканная в технике кэсы, стала все чаще появляться в китайских исторических художественных фильмах и сериалах. Консультирует создателей фильмов Гу Цзяньдун, который, овладев секретами мастерства, решил использовать свои знания для популяризации «резанного шелка» через кино- и телеэкраны. «Я понимаю, что кино и телевидение смотрит огромное количество людей. – поясняет мастер, – Поэтому такая трансляция драгоценной китайской традиции изготовления “резаного шелка” охватит максимально широкую аудиторию».

Ныне сучжоуское искусство шелкоткачества кэсы, приняв эстафету предыдущих поколений, обретает новую жизнь. 48-летний Фань Юймин родился и вырос в г. Сучжоу. Его предки занимались изготовлением кэсы, а сам он учился у мастера национального уровня Ван Цзиньшаня. Следуя за своим наставником, Фань Юймин посвятил себя воскрешению культурных реликвий кэсы, разработке новых продуктов и исследованию древней техники, смешивая в своей работе элементы традиционной эстетики и современного искусства для создания невиданных ранее образцов шелковых тканей, которые бы обладали живым эклектичным характером.

Фань Юймин с гордостью рассказал про своего 21-летнего сына Фань Чэньсяо, который является одним из продолжателей традиции кэсы. Молодой ремесленник с детства отлично владеет техникой создания этих шелковых тканей, причем эти знания он уже передает ученикам местных средних школ и профессиональных училищ. Выслушав гордые слова отца, молодой мастер подытожил разговор: «Сейчас у меня есть благоприятные условия для продолжения этой уникальной традиции, для сохранения древнего наследия моей страны, и ничто не сможет помешать мне и далее прилагать твердые и неустанные усилия, выковывая дух нового поколения мастеров этого замечательного нематериального культурного наследия Китая».

9ad6c97fffa6cc7228055140cb488ac.jpg