微信图片_20220304170410.jpg

Главная страница >> Политреалии >> текст

Одно из условий глобальной стабильности

2022-04-20  

Одно из условий глобальной стабильности

СЯН ХАОЯН




Премьер Госсовета КНР Ли Кэцян 5 марта зачитал доклад о работе правительства, в котором предложено реализовать еще более высокий уровень открытости для обеспечения стабильности и улучшения условий внешней торговли и иностранных инвестиций.

Что означает более открытый Китай для международного сообщества и мировой экономики? Какую роль он играет в содействии экономическому и торговому развитию наших стран? С этими вопросами наш корреспондент специально обратился к декану экономического факультета Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне Елене Архиповой.


«Китай»: Какое значение имеет движение по пути открытости для экономического развития КНР? И к каким изменениям это привело?

Елена Архипова: Постиндустриальное общество характеризуется развитием глобального сотрудничества. Еще до пандемии в начале 2017 г. председатель КНР Си Цзиньпин на всемирном экономическом форуме в Давосе сказал: «Нравится это вам или нет, глобальная экономика – это большой океан, от которого невозможно скрыться».

Дело не только в том, что мы все пользуемся преимуществами международного разделения труда, но и в том, что многие проблемы, вызовы и возможности в настоящее время проявляют себя именно на планетарном уровне. Современный Китай – страна с мощнейшей экономикой, и именно движение по пути открытости позволило ей развиваться столь успешно.

Новая стратегия экономического роста Китая как минимум на ближайшее пятилетие, представленная в концепции «двойной циркуляции» и широко обсуждаемая в стране, отражает стремление к продолжению интеграции КНР в систему мирохозяйственных связей, но при этом опорой такого движения в первую очередь обозначается поддержка внутреннего спроса, так называемого внутреннего контура. Это гораздо более тонкий механизм взаимодействия настроек внутреннего рынка Китая и его внешнеэкономической политики, и есть все основания полагать, что использование этого механизма позволит наряду с успешной интеграцией китайских фирм в мировую экономическую систему добиться и большей устойчивости к внешнему воздействию.

Важно диверсифицировать отношения и одновременно объединять их в новых многонациональных союзах и институтах, тем самым отвечая на новые вызовы. Китаю есть чему научить других, но также важно сохранять и поддерживать интерес к тому, что иные страны и культуры могут дать Китаю.

Я рада, что выступаю здесь в качестве представителя Университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне – нового университета, по сути являющегося одним из институтов, которые самим своим появлением знаменуют новое направление международного развития КНР.


«Китай»: Что Вы думаете о поступательном расширении открытости Китая на высоком уровне в постэпидемическую эпоху?

Елена Архипова: Пандемия COVID-19, безусловно, оказалась огромным испытанием для всего мирового сообщества, значительно ограничив возможности свободного общения, движения людей, культуры, капитала и товаров. Китай в числе первых испытал на себе удар пандемии, но за счет слаженных действий, высокой дисциплины и беспримерных усилий правительства он смог продемонстрировать высочайший уровень мобилизации для борьбы с распространением болезни. Уже в четвертом квартале 2020 г. Китаю удалось восстановить экономические показатели и выйти в мировые лидеры по экономическому росту в условиях пандемии. К сожалению, эта борьба еще не закончена, и основной проблемой, как мне кажется, является, с одной стороны, поиск разумного баланса между мерами по борьбе с экспансией болезни, а с другой – в назревшей потребности оживления международного сотрудничества во всех сферах. Многие страны и их народы оказались сейчас между молотом и наковальней. Недопустимо жертвовать здоровьем и жизнями людей, но и отказ или промедление на пути открытости не менее опасны для здоровья экономики, чем инфекция – для здоровья человека. Более активное участие Китая в оживлении мировой экономики потребует принятия значительных мер для преодоления не только изоляции, но и накопившихся за это время сложностей и препятствий. В сегодняшней ситуации нужно стараться преумножить все способы и формы сотрудничества, чтобы компенсировать то, что мир потерял за годы пандемии.

То, что произошло за эти два с половиной года, останется с нами навсегда. Возможность быстрее восстановить и развить нарушенные связи, активнее участвовать в международном сотрудничестве – важнейший фактор, способный изменить глобальный баланс сил. Одной из задач является обеспечение условий, позволяющих устранить трансграничные ограничения, чтобы глобальный рынок не отставал от внутреннего в условиях своего развития. Надо ускоренными темпами восстанавливать старые институты и формы международного сотрудничества и разрабатывать новые.

Наша жизнь не останавливалась на карантин – мы знаем, что развились и новые инструменты общения, например, большое ускорение получили телекоммуникации. В полной мере использовать эти новые формы – вот важная задача для постковидного периода.


«Китай»: Что Вы думаете о положительном влиянии еще более широкой открытости Китая на стабильность и бесперебойность глобальной производственной цепочки, а также на связи и сотрудничество?

Елена Архипова: КНР является не только крупнейшей промышленной державой мира с опытом трех десятилетий опережающих темпов роста. Она уже обозначила и лидерство в ряде важнейших высокотехнологических отраслей: телекоммуникациях, электронной торговле, космических исследованиях, новых энергетических проектах и фармацевтике. Ныне Китай не только прямо влияет на состояние многих глобальных рынков, определяя спрос на разнообразные сырьевые товары, но и задает ожидания участников рынка как в Азиатско-Тихоокеанском регионе, так и во всем мире.

Мы видим, что не только существующие международные контракты Китая, но даже и информация о тенденциях развития китайской экономики может серьезно влиять на глобальную экономическую стабильность.

Вместе с тем обеспечение стабильности и бесперебойности глобальной производственной цепочки требует усилий от всех участников мирового рынка. Китай прошел свою часть пути, он вправе ожидать встречных шагов от других крупнейших игроков.

При этом обострившиеся после 2018 г. торговые трения Китая и США, а также нелегкие времена для мировой экономики, снижение показателей межгосударственной торговли в связи с пандемией, проблемы отдельных международных экономических институтов и ряд других глобальных событий последнего времени демонстрируют опасность слишком большой зависимости стран от глобального экономического рынка при возникновении стрессовых ситуаций. В результате бесперебойность глобальной производственной цепочки, о которой говорится в вашем вопросе, может быть нарушена.

В таких условиях очень важен комплексный подход к решению задач глобализации и формирования мирохозяйственных связей, то есть можно говорить о необходимости создания внутри страны высокотехнологичных производств, формировании производственных цепочек с высокой добавленной стоимостью, что как раз и поддержит внутренний рынок и станет основой для успешной международной кооперации.

Мир вообще, экономика в том числе – система сложных, взаимно переплетающихся отношений. Вот какая интересная схема прослеживается: сейчас для роста мало развивать традиционные отрасли, надо концентрировать внимание на новых, перспективных направлениях. А они, в свою очередь, могут развиваться только в условиях открытости, роста международных связей и сотрудничества. Подытоживая, можно сказать, что широкая открытость Китая в последние десятилетия стала одним из условий глобальной стабильности.


«Китай»: Какую роль дальнейшее открытие КНР будет играть в содействии торгово-экономическому развитию Китая и России?

Елена Архипова: Отношения РФ и КНР в последние годы вышли на новый уровень. Когда в 2018 г. товарооборот между Россией и Китаем превысил 100 млрд долл. США, ожидалось, что этот объем удвоится в последующие 5 лет. Жизнь вносит свои коррективы, пандемия и текущая сложная геополитическая ситуация влияют на выполнение этих планов, но тем не менее товарооборот России и Китая в 2021 г. вырос на 35,8%, достигнув рекордной отметки в 146,88 млрд долл. США. Есть страны, у которых эти показатели выше, но Китай и далее продолжает активно наращивать торговое взаимодействие с Россией, что способствует прочному экономическому сотрудничеству между нашими государствами.

Дальнейшее открытие Китая миру с учетом всех особенностей нынешней социально-экономической ситуации сулит надежные перспективы и играет все более значительную роль не только для Китая, но и для экономики России.

 

< >
  • 俄文中国201912期.jpg
  • 俄文中国-201911期.jpg
  • 俄文中国-201910期.jpg
  • 俄文中国-201909期.jpg
  • 俄文中国-201908期.jpg
  • 俄文中国-201907期.jpg
  • 俄文中国-201906期.jpg
  • 俄文中国-201905期.jpg
  • 俄文中国-201904期.jpg
  • 俄文中国-201903期.jpg
微信图片_20220304170410.jpg