Ревностное отношение

    

    

    Когда же «нобелевка» будет присуждена представителю Китая? В течение длительного времени, особенно после очередной торжественной церемонии вручения этой премии, большинство китайцев задаются именно этим вопросом. Подобный задан был коллективом китайских ученых уже более 30 лет тому назад, и неизменным было искреннее недоумение китайцев в последнее 10-летие.

    Многие наши соотечественники пытались найти ответ на этот вопрос – в особенностях системы образования, методах научных исследований, режиме и даже специфике окружающей среды. Китайское правительство вкладывает немалые средства, проводит соответствующие реформы, в частности, для научного прорыва. В 2012 году китайский писатель Мо Янь стал лауреатом Нобелевской премии, а в нынешнем – ученая, профессор Ту Юю, которой нобелевский комитет присудил премию за вклад в области медицины и физиологии.

    Камнем на сердце

    Нобелевская премия за открытия и вклад в области науки и техники считается одной из наиболее престижных. Многие годы она признавалась как самая авторитетная, многие страны и организации рассматривали ее как показатель научно-исследовательской мощи той или иной страны, уровня, обеспечивающего продолжительное развитие. Известно, что за более чем 60 лет существования Нового Китая и до недавнего присуждения Нобелевской премии писателю Мо Яню и ученой Ту Юю этой всемирно известной премии очень редко удостаивались представители Китая, что, конечно же, разочаровывало многих китайцев.

    Неудивительно, что еще в 80-е годы в научных кругах Китая многие задавались вопросом: неужели Китай так уж далек от Нобелевской премии? А китайские ученые отмечали в те годы большой разрыв между научно-исследовательским уровнем Китая и развитых стран, призывали общество переосмыслить и реформировать существующую систему научных исследований и образования. С тех пор в течение 30 лет этот вопрос постоянно, вновь и вновь ставится в повестку дня.

    В 2005 г. известный китайский ученый Цянь Сюесэнь задал новый вопрос, почему отечественные вузы не в силах подготовить выдающихся специалистов и ученых? По мнению многих аналитиков, все подобные вопросы, а также небезызвестный «вопрос Нидэма» находятся в одном ряду. Все они так или иначе – попытка переосмыслить и объяснить более чем вековую «научную отсталость» Поднебесной.

    «В начале прошлого века на основе длительного изучения истории науки и техники Поднебесной британский ученый Джозеф Нидэм сформулировал так называемый «вопрос Нидэма». Действительно, почему в прошедшее столетие Китай в развитии науки и техники отставал от других стран, ведь он в минувшее тысячелетие лидировал, как в области науки, так и в развитии техники? Этот вопрос в определенной степени отражал уровень развития науки и техники в Китае, он довлел в научно-технических кругах и воспринимался особенно болезненно на фоне более чем 30-летнего динамичного социально-экономического развития страны», – отмечает руководитель Высшей школы при Академии общественных наук Китая Хуан Сяоюн.

    В прошедшее столетие Китай, безусловно, имел шансы на получение Нобелевской премии. Как отмечали китайские СМИ, еще в 70-е годы прошлого века китайские ученые разработали искусственно синтезированный белок, и присуждение Нобелевской премии китайским ученым, как казалось многим, была гарантирована. Однако, в список, поданный нобелевскому комитету, было включено 14 человек, но согласно правилам, премия по медицине и физиологии может быть присуждена максимально трем соискателям.

    В 2012 г. китайский писатель Мо Янь стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, что хоть и обрадовало соотечественников, но не очень успокоило и обнадежило китайскую общественность. Некоторые резонно отмечали, что из-за разницы в критериях оценки премия по литературе, как правило, очень спорная. В то время как в области естественных наук – она более объективна. После того как китайская ученая Ту Юю получила Нобелевскую премию по медицине и физиологии, в центре внимания китайской общественности оказался уже другой вопрос, каким образом китайцы смогут обеспечить себе долгосрочное получение Нобелевских премий?

    В течение 100 с лишним лет китайцы пробовали различные способы, проводя реформы в области системы образования, сферах идеологии, традиций, и даже национального уклада, чтобы определить для себя пути и методы «прорыва» в области современной науки и техники. Сегодня с присуждением Нобелевской премии Мо Яню и Ту Юю китайцы, наконец, увидели просвет в этом вопросе, отмечает Хуан Сяоюн.

    Более чем 30-летнее реформирование

    Относительно перспектив развития китайской науки и техники директор Хуан Сяоюн привел убедительные статистические данные. Они были обнародованы в сентябре прошлого года Министерством науки и техники Китая. Согласно статистике, в период с 2004 по 2014 год китайские ученые опубликовали 1,3698 млн научных работ мирового значения, и по этому показателю Китай занял 2-е место в мире. Научные статьи китайских ученых были процитированы 10,3701 млн раз, и по этому показателю у Китая 4-е место в мире.

    «Присуждение Нобелевской премии Ту Юю отражает научно-исследовательский уровень только одной области китайской науки, но не общий уровень и возможности науки и исследований в стране. Можно сказать, что количество и качество китайских научных работ и высокий коэффициент их цитирования в мировой научной литературе в определенной степени восполняют существующий пробел», – подчеркнул академик, руководитель Академии традиционной китайской медицины Чжан Боли. Он также высказал уверенность, что по мере динамичного развития китайской науки и техники в будущем непременно появится еще большее количество китайских лауреатов Нобелевской премии.

    Высокая динамика роста и укрепления сферы научных исследований в Китае тесно связана с реформами, которые реализовывались в течение 30 лет. Во дворе Академии наук Китая расположен новый лабораторный комплекс, построенный специально для НИИ микробиологии. Здесь открыта новая лаборатория, в которой работает 40-летний ученый Фу Юй. В январе 2013 года он, покинув Гарвардский университет, вернулся на родину в Китай. Он отметил, что «сейчас в мировой науке самый плодотворный возраст – от 35 до 55 лет, это «золотой» период, которым надо дорожить». Китайское правительство и научно-исследовательские структуры предоставили таким молодым ученым, как Фу Юй, необходимое оборудование, средства, создав очень комфортные, современные условия для научных исследований и работы.

    Чтобы в страну возвращалось как можно больше китайских ученых, в 2010 г. в Китае был принят «План 1000 молодых ученых». А в 2012 году «План поддержки высококлассных специалистов», или «План 10000 выдающихся талантов». Их цель – содействие отечественной науке и технике в предстоящие 10-20 лет. В течение первых пяти лет правительство вложит в эти проекты в общей сложности 39 млрд юаней. Планируется привлечь к работе в Китае 5208 наиболее ценных специалистов в самых разных областях.

    Наряду с привлечением талантливых молодых специалистов китайское правительство также уделяет большое внимание реформированию системы образования. Студент института экологии при Тяньцзиньском университете Гун Юань в последнее время был очень занят. Никто не ожидал, что обычный студент станет CEO, лидером команды научно-технических инноваций «Feelor». В настоящее время под его руководством группа, в составе которой семь молодых людей, вышла на учебно-производственный цикл. Студентов, подобно Гун Юаню, которые уже в период учебы начинают открывать свое дело, очень трудно представить в вузах 10-летней давности. Сегодня молодые таланты имеют возможность претворить в жизнь различные креативные идеи, и все это благодаря реформированию системы образования страны.

    В течение длительного времени в вузах Китая особое внимание уделялось теории, и почти игнорировалась практика, учебное содержание было оторвано от реальности. Как следствие: невысокая подготовленность к новаторству и практике. Чтобы изменить сложившуюся ситуацию, сделать модель вузовской подготовки более гибкой и многообразной, китайское правительство 10 лет назад начало реформирование системы высшего образования. В мае этого года правительство дало ряд новых политических установок. Теперь вузы должны разработать оптимальные оценки и показатели, а также специальные программы по подготовке желающих заниматься инновациями и начать свой бизнес. Все это позволило еще более укрепить инновационный климат в вузах страны.

    Наряду с перечисленными мерами китайское правительство регулярно проводит научно-технические конкурсы, чтобы поддержать и направить талантливых молодых людей на стезю новаторства, создания своего бизнеса. Все это в значительной степени стимулирует разработку и освоение новых и высоких технологий в стране, содействует отбору и резервированию специалистов высокого уровня. Согласно обнародованному в июне 2015 г. Министерством науки и техники Китая докладу, количество научно-технического персонала в Китае превысило 71,05 млн чел., что превышает аналогичный показатель в США. Так что сегодня по кадровым научно-техническим ресурсам Китай вышел на 1-е место в мире.

    «С исторической точки зрения, Нобелевская премия нацелена на поддержку и поощрение оригинальных и фундаментальных научных исследований, которые нуждаются в инновационном и более свободном научном климате. Научно-технические достижения также нуждаются в более длительной проверке временем и практикой. Реализация реформ в области образования, научных исследований и подготовки специалистов позволяет неуклонно сокращать соответствующий разрыв между Китаем и развитыми странами. Более чем 30 лет реформ начали давать заметный эффект», – отметил академик Чжан Боли.

    Путь далек

    Присуждение Нобелевской премии Ту Юю свидетельствует о динамичном прогрессе в области научных исследований в Китае. Но несмотря на это, по мнению Хуан Сяоюна и академика Чжан Боли, пока это не означает, что научно-технический уровень Китая в целом сравнялся с уровнем в развитых странах.

    «На самом деле, разрыв между Китаем и развитыми странами очень значителен. С исторической точки зрения, если сопоставить процесс развития науки и техники в Китае и в США, мы можем сделать два вывода. Во-первых, благодаря долгосрочной трансформации и накоплению США сформировали более совершенную научно-исследовательскую систему и завоевали большое количество Нобелевских премий. Во-вторых, начиная с периода образования Нового Китая, у нас пока еще не столь длительное время уделяют пристальное внимание научно-техническому развитию. Пока наше накопление научно-технических преимуществ оставляет желать лучшего, и сезон богатого урожая еще не наступил. Но, как говорят у нас в Китае, ноша тяжела, а путь далек», – отметил директор Хуан Сяоюн.

    Профессор Хуан Сяоюн также отметил проблемы, существующие в области научных исследований и образования. Они, безусловно, требуют неотлагательного урегулирования. По его словам, в настоящее время одна из явных проблем, существующих в сфере научных исследований, в том, что административное и правительственное управление и высокая степень «маркетизации» превращают научные исследования в своего рода организованные кампании, что очень затратно. Штурм вершин мировой науки – это во многом рутинная работа, которую выполняют малые научно-исследовательские группы или отдельные сотрудники во многих странах мира. «Административное управление ведет к тому, что в научно-исследовательской среде, атмосфере становится меньше воздуха для свободных научно-инновационные идей. Иными словами, административное управление не дает достаточного пространства для оригинальных и фундаментальных научных исследований. А маркетинговый приоритет ведет к серьезному дефициту капиталовложений в оригинальные и фундаментальные научные исследования и приводит к утилитарному подходу в науке».

    Одновременно академик Чжан Боли отметил, что в последние годы китайское правительство вложило немало средств в государственные вузы и научно-исследовательские структуры с целью стимулирования научно-технического новаторства, но в настоящее время Китай крайне нуждается в наращивании инновационного потенциала предприятий. Ведь наращивая способности предприятий к инновациям, можно сформировать благоприятный инновационный цикл, в основе которого будут взаимодействие государства, вузов, научно-исследовательских структур и производства. К сожалению, сложившаяся сейчас ситуация такова: у крупных государственных предприятий отсутствует мотивация к инновациям, у средних и малых негосударственных предприятий нет достаточных инновационных сил, а сверхмалым негосударственным производствам вовсе не до новаторства, поскольку им приходится всеми силами справляться с жесткой рыночной конкуренцией. Все это в значительной степени препятствует научно-техническому развитию страны.

    17 сентября 2015 г. Всемирная организация интеллектуальной собственности ООН, Корнелльский университет США и международный бизнес-институт INSEAD на совместных началах обнародовали глобальный инновационный индекс 2015 г. Согласно которому Швейцария, Англия, Швеция, Голландия и США признаны экономическими субъектами с самыми высокими способностями к инновациям, а континентальный Китай по этому показателю занял 29-е место в мире. Все это свидетельствует о том, что научно-исследовательский уровень Китая пока еще намного ниже уровня развитых стран.

    «Суть научных исследований в новаторстве. Китайцы уделяют особое, ревностное внимание Нобелевской премии, это свидетельствует о том, что научно-техническое развитие Китая пока оставляет желать лучшего. Когда присуждение Нобелевской премии китайцам станет для нас привычным – это будет означать только одно: отечественные наука и техника среди лидеров в мире», – отметил академик Чжан Боли.


2016.03
  1. Зафиксирован второй случай ввоза вируса Зика в Китай извне | 84-летняя пожилая пара впервые в жизни отметила день Святого Валентина | Скоростная железная дорога Хэфэй -- Фучжоу официально сдана в эксплуатацию | В 2014 году качество воздуха отвечало нормам только в 16 китайских городах
  2. Copyright © 2009-2010, kntan