От редактора:

    В марте 2009 г. журнал объявил конкурс статей по теме «Китай и я». До 31 декабря прошлого года мы уже получили много конкурсных статьей. Спасибо нашим читателям за эти интересные статьи и замечательные фотографии. Однако по причине ограниченного объема рубрики мы не успели опубликовать все понравившиеся статьи в номерах журнала за прошлый год, поэтому принято решение напечатать эти статьи в начальных выпусках 2010 г.

Конфуций навсегда

НИКОЛАЙ СЕМЧЕНКО

 

 

    На губах мудреца – смутная улыбка. Поглаживая густую бороду, он смотрит вперед и одновременно – внутрь себя. Он рядом и где-то далеко, вне времени и пространства. К его статуе хотелось прикоснуться, наверное, не только мне. Но так же, как и других паломников, сдерживала некая сила: такой близкий и простой, мудрец казался недосягаемым и одиноким…

 

    На его родине, маленьком городке Цюйфу, мудрость Конфуция рассыпана кругом: в цитатах на валунах, в глазах древних каменных черепах, свитках и картинах, которые продают местные художники, и даже в ландшафтах многочисленных садиков, устроенных по всем законам гармонии.

 

    На пути к храму Конфуция непременно пройдешь через Ворота добродетели – возможно, при этом невольно вспомнишь собственные изъяны и в который раз пообещаешь сам себе быть лучше и добрее. Вместе с присмиревшей толпой туристов робко приблизишься к Воротам, ведущим к святости и, миновав их, ступишь на лестницу Истинной гармонии, после чего войдешь в Ворота высшего совершенства. Названия символичны, как, впрочем, символично все кругом.

 

    Считается: сам Конфуций обучил три тысячи учеников, семьдесят два из которых сами стали знаменитостями. Он оставил нам всего три книги. И если бы не ученики, старательно записывавшие изречения наставника, до потомков навряд ли дошли бы основные постулаты его учения.

 

    Считается, в Китае сейчас живет около 30 тысяч человек с фамилией Кун. Все они вправе считать себя потомками Конфуция. И у них есть право на захоронение рядом с великим предком, но не всем удается доказать свое родство. Тем не менее, на этом самом большом в мире родовом кладбище уже находится более 100 тысяч могил. Чтобы осмотреть погост, требуется, минимум, три часа.

 

    Мне захотелось просто постоять перед холмиком, заросшим травой, поставить свечу в старинную бронзовую курильницу и вспомнить одну из пронзительно простых истин философа: «Пока у меня будет рис в качестве пищи, вода, чтобы утолить жажду, и рука, чтобы, положив ее под голову, спать как на подушке, я с радостью приму все, что со мной может произойти».

1   2   3   4   5