Угроза Шаолиньскому «гунфу»

 

ЛИ ВЭЙ

 

 

    В монастыре Шаолиньсы жизнь начинается ранним утром, когда еще темно: в 5:00 ударами в деревянное било объявляют побудку. После 36 ударов у всех монахов в кельях уже горит свет. Одевшись и умывшись, насельники монастыря собираются в павильоне «Дасюнбаодянь», что стоит в центре монастыря. В 5:30 начинаются занятия, которые ведет пожилой наставник. Затем монахи завтракают, а в 8:00 ворота монастыря уже распахнуты для встречи паломников и туристов.

 

    Монастырь Шаолиньсы занимает очень важное место в мире китайского ушу. Около 600 лет тому назад именно Шаолиньское «гунфу» стало одним из трех крупнейших направлений китайского традиционного ушу. Однако время летит, меняется и ситуация. Настоятель монастыря Ши Юнсинь беспокоится за будущее Шаолиньского «гунфу», потому что стандартизация спортивной физкультуры несет огромную угрозу Шаолиньскому «гунфу».

 

 

Имущество Шаолиньсы и его «гунфу»

 

    «Шаолиньское “гунфу” появилось в целях защиты имущества монастыря. Без конфликтов и войн не было бы “гунфу”, – говорит Ши Юнсинь. – Шаолиньсы издавна имел статус императорского монастыря, и его подъемы и падения были тесно связаны с политикой. В период наибольшего расцвета монастырь имел более 30 филиалов. Фактически первые монахи-воины Шаолиньсы появились в горах Суншань для борьбы с бандитами».

 

    В те времена монахи-воины («усэн») жили в монастыре не постоянно; они селились в 25 км к северо-западу от Шаолиньсы. Когда-то монастырь занимал территорию, превышающую 800 цинов (1 цин – 6,66 га). Монастырь Шаолиньсы расположен глубоко в горах Суншань и является управляющим учреждением района Суншань.

 

    Сколько же земель принадлежало некогда Шаолиньсы? «На одной из стел имеется рельефная надпись, из которой понятно, что во времена правления династии Суй (581–618 гг.) первый суйский император однажды пожаловал монастырю землю площадью в 100 цинов; второй по счету император династии Тан (618–907 гг.) выделил монастырю земли площадью в 40 цинов, а при династии Юань (1271–1368 гг.) монастырские владения увеличились на 2200 му (1 му – 666,67 кв. м). Что касается площади монастыря в разные периоды, то трудно подсчитать конкретно», – сообщил Люй Сюцзюнь, глава кабинета по делам историко-географического описания уезда Дэнфэн, где и расположен Шаолиньсы.

 

    Конечно, нынешний Шаолиньсы уже не владеет такой обширной территорией. А Шаолиньское «гунфу», которое появилось ради обороны и защиты монастырского имущества, стало крупнейшей незримой недвижимостью и бесценным нематериальным культурным достоянием Шаолиньсы.

 

 

Традиции Шаолиньского «гунфу»

 

    Тринадцатилетний монах демонстрирует в Шаолиньсы классический боевой прием «Эрчжичань» («Медитация на двух пальцах»). Юный монах сначала аккумулирует «Ци»-энергию в ладонях, затем направляет ее в пальцы рук, чтобы встать (вниз головой) на четыре пальца, – задействованы всего по два пальца каждой руки. Встав в стойку на руках, он медленно отрывает левую руку от пола. Теперь тело юноши «стоит» вниз головой всего на двух пальцах правой руки. Монах держит позу более десяти секунд. Главный наставник команды монахов-воинов Янь Лу поясняет: «Чтобы овладеть таким мастерством, надо тренироваться с детства, ежедневно, лежа на животе, по несколько сотен раз отжиматься на пальцах рук». Сам Янь Лу прекрасно владеет приемом «Рубашка из железной ткани», который в народе называют «Ножи и пики не вторгаются в тело». «Человек сначала собирает “Ци”-энергию. Можно бить его по телу 5-килограммовым мешком с песком. Постепенно вес мешка можно увеличить до 500 кг, – говорит Янь Лу. – Шаолиньское “гунфу” имеет свои особенности, например, прежде чем вступить в поединок, надо поклониться со сложенными тыльными сторонами ладонями, чтобы устранить враждебность соперника. Первые применяемые приемы – это всегда оборона, а не нападение. Кроме того, Шаолиньское “гунфу” славится умением орудовать палкой. Именно потому, что палка – не пика, у нее нет острия, и она не оставляет колотых ран».

 

    В Шаолиньсы есть такая традиция: монахи часто тренируются в трех местах, а именно: павильон «Цяньфодянь» («Павильон тысяч будд»), озеро Хэйлунтань (оз. Черного дракона) и погост за горой.

 

    В очень популярном в Китае фильме «Монастырь Шаолиньсы», снятом в 1982 г., есть одна невероятно эффектная сцена: 48 отпечатков ступней монахов-воинов в каменном полу. Эти кадры сняты на площадке перед павильоном «Цяньфодянь». Почему же тренировки проводят именно здесь? Как объяснил Ши Юнсинь, площадка перед павильоном «Цяньфодянь» выложена камнем, который уже «отполирован» ступнями многочисленных паломников. Тем не менее, это твердый камень, и, чтобы не падать на него во время тренировки, необходимо поддерживать высокую степень сосредоточения. Только таким образом можно повысить мастерство, отточить умения и навыки.

 

    Озеро Хэйлунтань находится в горной котловине неподалеку от монастыря. В прежние далекие времена там была буйная растительность и обитало множество зверей. Ши Юнсинь тоже когда-то там тренировался. Он вспоминает: «Маленьким, я часто тренировался там в полночь, причем один. Когда первый раз шел туда, очень волновался. Но там человек может достичь очень высокой степени сосредоточения, а потому результаты одной тренировки в этом месте могут сравниться с достижениями двухмесячной тренировки».

 

 

Угроза стандартизации

 

    Говоря о внутреннем смысловом содержании Шаолиньского «гунфу», Ши Юнсинь признался, что хотя он сам уже более 20 лет в монастыре, он все еще не может точно сформулировать это словесно: «Мое понимание продиктовано сознанием того, что это традиционная китайская культура духа». Ши Юнсинь пояснил это на следующем примере. В древние времена один воин, хорошо владевший стрельбой из лука, бросил вызов монаху монастыря. Воин снисходительно позволил монаху-шаолиньцу выбрать место для состязания. Монах выбрал отвесный утес. Стоя на утесе, воин не мог сдержать дрожи, он даже тетиву не сумел натянуть как следует. А монах, который не владел ушу, стоял на отвесном утесе, прямо и твердо, словно сосна. Воин спросил его, в чем секрет? Монах ответил: «Успокоиться в сердце своем, не думать о пустом, и тогда никаких препятствий не будет». Воин сразу же проникся осознанием, а позже стал авторитетным наставником монастыря Шаолиньсы.

 

    «А ныне смысл Шаолиньского “гунфу” искажен», – считает Ши Юнсинь. Крупнейшая угроза Шаолиньскому «гунфу» – это стандартизация спортивной физкультуры. В 1928 г. правительство Китайской Республики создало Центральный дом национальных боевых искусств, который следует правилам спортивных соревнований западных стран. С тех пор началась стандартизация китайского ушу. В 1958 г. было создано Китайское общество ушу и опубликованы «Правила соревнований по ушу». В 1959 г., на 1-й Всекитайской спартакиаде ушу стало официальным видом соревнований. «Стандартизация Шаолиньского “гунфу” влечет за собой изменения в китайском ушу. Традиционное Шаолиньское “гунфу” характеризуется сдержанностью, ему не свойственны размашистые движения; оно требует овладения техникой концентрации внутренней силы. А теперь на смену этим особенностям пришли вращения в воздухе или нанесение ударов и пинков с большой агрессивностью. Прыжки и вращения, широкий размах движений рук и ног все же характерен для танцев и акробатики. К тому же, размашистый стиль ныне не только популярен в школах, где обучают приемам якобы Шаолиньского “гунфу” (а школы эти разбросаны уже по всему миру), но и оказывает влияние на сам монастырь Шаолиньсы. Цель одна – «добыть» золотую медаль. Если такая ситуация сохранится, от Шаолиньского “гунфу” останется одна видимость».

 
  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan