Идеальный «дипломат»

 

 

    Еще более 1700 лет тому назад в глазах китайцев панда выступала благороднейшим зверем, символом мира и добрососедства. Тогда люди даже и подумать не могли, что однажды это безобидное животное, чьим любимым лакомством является бамбук, которое никогда не ест других представителей фауны и является абсолютно миролюбивым, станет играть такую важную роль в дипломатии Поднебесной, а в отечественных и зарубежных СМИ даже появится такое выражение, как «панда-дипломатия». Кто бы мог подумать, что панды станут проводниками и даже субъектами политики мира?!

 

    В одной из статей британской газеты «Файнэншэл Таймс» можно встретить такой совет: «Следуйте за большой пандой: именно она лучше всего выражает направление внешней политики Китая». Разумеется, в данном пассаже содержится изрядная доля преувеличения, однако нельзя не признать, что он как нельзя лучше отражает то особое положение, которое занимала и занимает панда в китайской дипломатии.

 

Дебют за границей

 

    Единственный настоящий император-женщина в истории Китая – танская императрица У Цзэтянь – некогда даже строила свою дипломатическую политику, прибегая к «услугам» панд. В японских исторических документах встречается упоминание о том, что в 685 г. У Цзэтянь подарила японскому императору двух живых панд и шкуры 70 освежеванных особей. 685 год был годом вступления У Цзэтянь на трон, поэтому в честь упомянутого события в Поднебесной было принято решение преподнести в дар соседнему государству такой дорогой подарок.

 

    На Западе впервые узнали о большой панде от французского миссионера Жан-Пьера Армана Давида. Давид стал первым иностранцем, который занимался изучением диких животных Китая. В 1862 г. в качестве миссионера-лазариста (член католической мужской конгрегации; их еще называют «викентиане») Давид отправился в Китай, где собрал богатые зоологические коллекции. В 1869 г. он подарил Парижскому музею естественной истории шкуру неизвестного черно-белого животного, по виду напоминавшего медведя. Однако доставить шкуру в Париж – это одно, а вот доказать, что это подлинная шкура представителя неизвестного вида медведей, – совсем другое. Ученый совет Парижского музея тщательно осмотрел привезенную Давидом шкуру и пришел к выводу, что... такого крупного зверя с таким «странным» окрасом в природе просто быть не может! Однако спустя некоторое время Давид доставил в музей скелет панды, сопроводив его зафиксированным письменно рассказом охотника, поймавшего этого зверя и продавшего его ученому. Примечательно, что европейцы, узнав, что панды в основном питаются бамбуком и по внешнему виду напоминают медведей, окрестили этого животного «бамбуковым медведем». После этого многие иностранцы стали приезжать в Китай, чтобы своими глазами увидеть панду. В декабре 1935 г. американский зоолог Руф Харкнесс вернулась в США с детенышем панды по имени Су-линь, которому в то время было всего 3 месяца, и поместила его в зоопарк города Чикаго. Су-линь стал любимцем американцев, переживавших в то время период экономического застоя. К сожалению, спустя несколько лет Су-линь заболел пневмонией и сдох. Его чучело до сих пор хранится в Музее естественной истории им. Филда в Чикаго.

 

    В 1941 г., в знак благодарности за помощь по спасению китайских беженцев во время Второй мировой войны, сестры Сун Мэйлин (жена Чан Кайши) и Сун Айлин от имени правительства Китайской республики подарили двух панд Совместной комиссии народных организаций, оказывавших помощь китайским беженцам при поддержке американского правительства. Это событие положило начало «дипломатии панд». В 1946 г. правительство Китайской республики подарило британскому правительству живую панду. С тех пор большая панда официально стала «государственным даром» Китая.

 

«Коммунистическая» панда

 

    Первый случай «дипломатии панд» после образования КНР имел место в 1957 г. Подарок от китайского государства в виде панды по случаю 40-летия победы Октябрьской революции получил СССР, который первым признал Новый Китай. Первая большая панда по кличке Пинпин была подарена СССР как символ отношений глубокой дружбы между Китаем и СССР. Спустя два года в СССР приехала панда по кличке Аньань, чтобы стать «законной супругой» Пинпина. Кроме того, за период с 1965 по 1980 г. Китай подарил своему «коммунистическому соседу» – КНДР – пять панд в знак традиционных дружественных отношений.

 

    На фоне неприятия западными странами Нового Китая панда в качестве дара Китая союзникам по социалистическому лагерю приобрела так называемый «коммунистический колорит». И хотя Китай избегал нарочитости при поднесении таких подарков, разница в идеологии и непреодолимые на тот момент разногласия между странами воспрепятствовали дальнейшим «выездам» панд за рубеж.

 

    Ферма по разведению редких птиц в Майами штата Флорида США и Чикагский зоопарк США в 1956 и 1957 г. несколько раз обращались к руководству Пекинского зоопарка с просьбой прислать им двух особей панд «в обмен на деньги или других животных».

 

    Согласно документу от 1956 г., предоставленному Пекинским управлением по делам садоводства, в то время в Пекинском зоопарке жили всего три панды, двух из которых планировалось подарить СССР. Но еще важнее было то, что на фоне экономической блокады Китая странами Запада во главе с США и в период сильнейшего политического давления, оказываемого западными странами на Китай, у Поднебесной не было никакой возможности удовлетворить просьбу американской стороны. Тем не менее, в целях содействия дружественным контактам народов Китая и США МИД Китая решил, несмотря ни на что, осуществить обмен и сообщил США, что две стороны должны без посредничества третьей стороны напрямую направить сотрудников в зоопарк другой стороны, чтобы обменяться животными.

 

    Несмотря на то что американские зоопарки очень хотели заполучить китайских панд, Государственный департамент США не согласился осуществить прямой обмен животными с Китаем. В конце концов, из-за разногласий между странами панда так и не смогла завершить возложенную на нее «дипломатическую миссию». Помимо США, с подобными просьбами также обращались Великобритания, Голландия и другие страны, но Китай отвечал вежливым отказом, ссылаясь на то, что панда является редким и очень дорогим животным и ее трудно поймать.

 

Панда едет на Запад

 

    В завершающий период «культурной революции» Китай всерьез задумался о смягчении отношений с Западом. Между Китаем и США начались секретные переговоры. 21 февраля 1972 г. президент США Ричард Никсон впервые нанес визит в Китай по приглашению тогдашнего Премьера Госсовета Китая Чжоу Эньлая. Этот эпохальный визит назвали «неделей, изменившей мир». В памяти политиков навсегда останутся детали подписанного во время визита «Китайско-Американского совместного коммюнике», в то время как для большинства простых людей главным «результатом» поездки стали подаренные Китаем США две большие панды – Линлин и Синсин.

 

    После 1949 г., года образования КНР, панда впервые отправилась в западные страны. «Это было громкое событие в истории “дипломатии панд”», – сказал Дин Юаньхун, тогдашний руководитель Отдела США Департамента Америки и Австралии (сегодняшний департамент Северной Америки и Океании) при МИД Китая. Дин Юаньхуну довелось участвовать в работе по подготовке к визиту Р. Никсона в Китай. Он даже вспомнил, как на банкете в честь американского президента Премьер Китая Чжоу Эньлай протянул супруге Р. Никсона пачку сигарет марки «Панда» и с улыбкой спросил: «Вам нравится?» «Первая леди» США подумала, что китайский Премьер предлагает ей сигарету, и ответила: «Спасибо, но я не курю». Тогда Чжоу Эньлай указал на изображенную на пачке панду и повторил свой вопрос: «Вам нравится панда? США подарили китайскому народу двух мускусных быков, поэтому Пекинский зоопарк подарит американскому народу двух панд». Услышав эту новость, супруга Р. Никсона радостно захлопала в ладоши и воскликнула: «Боже мой! Ты слышишь? Панда! Премьер подарит нам панду!»

 

    Спустя некоторое время панды, будучи государственным подарком и символом дружбы между народами, стали совершать частые «заграничные поездки». В 1972 г. началась нормализация дипломатических отношений между Китаем и Японией, в результате чего Китай подарил Японии двух панд – Ланьлань и Канкан. Как было написано в опубликованном в газете «Жэньминь Жибао» репортаже, «после того как самолет с пандами пересек границы воздушного пространства Японии, его тут же взяли под конвой японские истребители». По мере улучшения взаимоотношений между Китаем и европейскими странами подобные подарки участились. Так, в 1973 г., по случаю 9-летия со дня установления дипломатических отношений между Китаем и Францией, Китай подарил Франции двух панд – Яньянь и Лили. Через год Китай преподнес Великобритании двух панд – Цзяцзя и Цзинцзин... За период с 1957 по 1982 г. Китай подарил 9 странам мира 23 панды, которые выступили символом дружественных отношений между народами. Специалист по изучению международных проблем Академии общественных наук Китая Е Хайлинь отметил: «В начале 70-х годов прошлого века в процессе установления дипломатических отношений с западными странами Китаю приходилось преодолевать большие сложности. Вклад “дипломатии панд” нельзя переоценить».

 

От дарения к совместному изучению

 

    В результате ухудшения жизненных условий популяция больших панд в Поднебесной резко сократилась. В 1982 г. Китай прекратил бесплатное дарение панд другим странам и стал дарить «живые подарки» с политическим значением только в пределах страны, например, Сянгану или Тайваню.

 

    Однако это не остановило продвижения к выходу китайской панды за границу. С 1984 г. вступил в силу проект под названием «Аренда панд». Многие страны с готовностью выкладывают довольно значительные средства для того, чтобы «арендовать» панду. Но учитывая тот факт, что «аренда» панд имеет коммерческое значение, а частые перемещения животных оказывают негативное влияние на их размножение, «гастроли» панд по зарубежным странам прекратились еще в середине 90-х годов прошлого века. Чтобы получить панду в арендное пользование, зарубежным зоопаркам теперь необходимо вести «совместные научные исследования» в соответствии с определенными международными правилами и установками.

 

    Так называемое «совместное изучение» предполагает следующее: в соответствии с требованиями «Конвенции о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой уничтожения (СИТЕС)», принятой в 1975 г., зарубежные зоопарки, желающие взять панд в аренду, должны подать в адрес китайского правительства заявку на ведение научных иследований. Договор о «совместном изучении» обычно заключается на 10 лет, при этом тщательно обговариваются условия содержания панд. Зарубежные зоопарки, которые принимают панд, должны выплачивать китайскому правительству арендную плату в размере 1 млн долларов США в год за каждую особь; все черно-белые детеныши, родившиеся в период аренды, являются собственностью КНР. Кроме того, зарубежные зоопарки обязаны участвовать в Национальной программе по охране панд и предоставлять соответствующие средства.

 

    В 1994 г. зоопарк «Сафари-парк» в Ширахаме Японии впервые взял в аренду двух панд из Чэндуской базы по разведению и изучению панд. К настоящему времени уже более 30 панд живут в зарубежных зоопарках в соответствии с договором о «совместном изучении». Вместе с пандами, которые навсегда остались в чужих странах, будучи официально подаренными правительством, они служат талисманом и национальным символом Китая. Как написала новозеландская газета «Интернэшнл геральд трибюн», «панда является просто идеальным дипломатом!».

 

  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan