Новая экономическая зона: мнение дипломатов

    

    С тех пор, как Председатель КНР Си Цзиньпин в прошлом году выдвинул инициативу о совместном создании «экономической полосы Шелкового пути», сотрудничество между Китаем и странами, расположенными вдоль древнего Великого шелкового пути становится более тесным. Таким образом, как эти страны относятся к данной инициативе? Какие новые мероприятия и новое развитие будет иметь сотрудничество Китая с данными странами в рамках этой новой инициативы?

    В ходе поездки китайских СМИ по Шелковому пути, Посол Китая в Казахстане Лэ Юйчэн, Посол Китая в Узбекистане Сунь Лицзе и Посол Китая в Турции Гун Сяошэн дали интервью нашему корреспонденту, ответив на нижеследующие вопросы.

    Журнал «КИТАЙ»: Скажите, пожалуйста, после того, как выдвинута концепция «экономическая полоса Шелкового пути», какие отклики она вызвала в Казахстане, Узбекистане и Турции?

    Лэ Юйчэн: Более двух тысяч лет назад, древний Великий шелковый путь внес большой вклад в экономическое и культурное общение между Востоком и Западом. В настощее время, когда мир вступил в период быстрого развития глобализации экономики, председатель КНР Си Цзиньпин выдвинул важную инициативу о совместном создании «экономической полосы Шелкового пути», благодаря чему эта магистраль сможет восстановиться и принести благо народам стран, находящихся в этой зоне. Эта инициатива получила всемерную поддержку у всех заинтересованных сторон, в том числе у президента Республики Казахстан Н. Назарбаева.

    Казахстан расположен в центре Евроазиатского континента, сталкиваясь со слабым ростом экономики Европы, Казахстан уделяет большее внимание оживленному Азиатско-Тихоокеанскому экономическому региону, он надеется на то, что опираясь на Китай, войти в Азиатско-Тихоокеанский регион, и в еще большей мере насладиться дивидендами развития экономики. Китай и Казахстан, находясь один на востоке, другой на западе, успешно состыковались друг с другом, что создает важную предпосылку взаимосвязи и сотрудничества.

    Сунь Лицзе: Когда была выдвинута инициатива о совместном создании «экономической полосы Шелкового пути», она быстро получила единодушное согласие и поддержку президента Узбекистана И. Каримова и различных общественных кругов Узбекистана, которые высоко оценили то, что создание экономической полосы Шелкового пути является важным историческим актом по возрождению древнего Великого шелкового пути. Она не только будет значительно стимулировать торгово-экономические связи между странами, располагающимися вдоль этого маршрута, но и полезна для строительства взаимосвязанной инфраструктуры, в т. ч. транспорта, электросвязи, нефтегазопроводов и т. д., в то же время, предлагает новые исторические шансы для укрепления дружественных связей и дальнейшего стимулирования мира и стабильности в этом регионе. Узбекская сторона неоднократно подчеркивала, что Узбекистан, как стратегический партнер Китая, желает активно участвовать в строительстве экономической полосы Шелкового пути, помимо этого, она выразила надежду на то, что Китай выдвинет еще больше конкретных предложений. В настоящее время соответствующее сотрудничество уже постепенно начинается.

    Здесь надо особенно отметить то, что Китай и Узбекистан еще в 2011 г. создали межправительственный комитет по сотрудничеству, в рамках которого сейчас учреждены семь подкомитетов комитета, включая торгово-экономический, подкомитеты безопасности, науки и техники, энергетики, транспорта, гуманитарного обмена и сельского хозяйства, что предоставило механизм гарантий для эффективного планирования и согласования реального сотрудничества в разных сферах и своевременного разрешения проблем, возникающих в сотрудничестве между двумя сторонами.

    Гун Сяошэн: Инициатива совместного создания экономической полосы Шелкового пути вызвала сильный резонанс в Турции. Турция находится между Европой и Азией, является важным транспортным коридором, соединяющим Европу и Азию, поэтому еще раньше Турция тоже выдвинула концепцию о возрождении Шелкового пути, и планирует соединить страны вдоль Шелкового пути современной железной дорогой, особенно страны Центральной Азии. Можно сказать, лидеры Китая и Турции сходятся в мысли об этом.

    Журнал «КИТАЙ»: Какие важные проекты сотрудничества имеются между Китаем и Казахстаном, между Китаем и Узбекистаном, между Китаем и Турцией в настоящее время, и какие реальные выгоды принесет народам обеих сторон их реализация?

    Лэ Юйчэн: Китайско-казахстанское сотрудничество в разных отраслях все время находится на этапе подъема. Китай уже стал первым торговым партнером Казахстана, в прошлом году двусторонний товарооборот достиг 28,6 млрд долл. США, увеличившись в 81 раз по сравнению с периодом установления дипломатических отношений. Ныне, китайские инвестиции в Казахстане превысили 25 млрд долл. США, и Китай стал важным заграничным инвестором Казахстана.

    В конкретном сотрудничестве многие крупные проекты оказали важную поддержку реальному взаимодействию двух стран, например, совместно построены китайско-казахстанские нефтепроводы и газопроводы; В нересурсных областях, всем известны такие проекты, как ГЭС Майнак, Павлодарский электролизный завод, железнодорожная магистраль «Чунцин-Синьцзян-Европа», строительство автодороги «Запад Европы – запад Китая».

    Здесь я хочу подчеркнуть то, что китайско-казахстанское сотрудничество все время сосредочено на улучшении жизни народов обоих государств, и принесло реальные выгоды гражданам двух стран. Например, китайская компания «Хуавэй» сотрудничает с казахстанским ведомством электросвязи, в результате чего сеть связи четвертого поколения (4G) в течение двух лет покроет всю территорию Казахстана, что значительно повысит качество мобильной связи в республике, и предоставит максимальные удобства для гражданской связи и электронной торговли.

    Сунь Лицзе: Сегодня отношения между Китаем и Узбекистаном находятся в наилучшем периоде в истории, и сотрудничество двух стран в разных сферах вышло на высокоскоростную полосу развития. С реализацией ряда крупных совместных проектов, таких как специальная индустриальная зона «Джизак», строительство линий газопровода «Китай–Центральная Азия», торговая структура двух стран также расширяется от торговли природными ресурсами до торговли продукцией других отраслей и в сферы инвестиций.

    Согласно статистике Китая, в 2013 г. двусторонний товарооборот впервые превысил 4,5 млрд долл. США, а его рост достиг 57,6%. Сейчас общая сумма инвестиций Китая в Узбекистане превысил 5 млрд долларов США. Китай является вторым крупнейшим торговым партнером Узбекистана, его крупнейшим источником инвестиций, первым покупателем хлопка, поставщиком техники электросвязи и оборудования для мелиорации.

    Гун Сяошэн: В настоящее время торгово-экономическое сотрудничество между Китаем и Турцией развивается быстро, и товарооборот двух сторон уже превысил 20 млрд долларов США. Здесь особо стоит упомянуть о том, что закончены основные работы второго этапа прокладки и эксплуатации высокоскоростной железной дороги Анкара – Стамбул, на строительство которой взяла подряд Китайская компания по строительству железных дорог, ее общая длина составляет 158 км., проектная скорость – 250 км/ч., общая сумма контракта составила 1,27 млрд долларов США. Это значит, что имеется хорошая основа для совместного создания экономической полосы Шелкового пути. Сегодня Турция планирует построить железнодорожную магистраль, соединяющую восток и запад своей страны, если этот проект будет выполнен, то он будет иметь важное значение для строительства экономической полосы Шелкового пути.

    Журнал «КИТАЙ»: Как вы считаете, в рамках совместного создания экономичесой полосы Шелкового пути, какова самая актуальная работа в этот период для того, чтобы была достигнута цель взаимной выгоды и совместного выигрыша? Какие проблемы предстоит разрешить?

    Лэ Юйчэн: В настоящее время строительство экономической полосы Шелкового пути еще находится на начальном этапе, для этого надо много сделать, по-моему, в данный момент самой актуальной задачей является «строить дороги», то есть, как мы часто говорим, взаимосвязь и сотрудничество. Казахстан находится в глубине континента и удален от моря, но имеет свое географическое преимущество – соединяет развитую Европейскую экономическую зону и оживленный Азиатско-Тихоокеанский экономический район, к тому же имеет огромный потенциал развития. Для того, чтобы реализовать данный потенциал, сначала необходимо быстро соединить автодороги, железные дороги, авиационные перевозки, нефтегазопроводы, сеть связи и спутниковую связь во всем регионе, и обеспечить их беспрепятственное функционирование.

    Средства считаются одной из трудных проблем в создании экономической полосы Шелкового пути. Ведь инфраструктурные проекты, как-никак, требуют больших капиталовложений, к тому же, трудно возвратить себестоимость в короткое время. Китайская сторона намерена сделать все, что в ее силах, в то же время, в этом отношении нужна поддержка и совместные усилия заинтересованных сторон. В прошлом году председатель КНР Си Цзиньпин предложил создать Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, что представляет собой новую идею для разрешения этой проблемы, которая получила активный отклик различных стран региона.

    Сунь Лицзе: Узбекистан расположен в центре среднеазиатского транспортного коридора, общая длина его железных дорог превысила 7 тыс. км., государственные и местные автодороги соответственно составляют 6 тыс. км. и 24 тыс. км., объем его сухопутных перевозок составляет большой удельный вес в Центральной Азии в целом, поэтому Узбекистан является важной страной для создания транспортного коридора экономической полосы Шелкового пути. Однако, под влиянием разных факторов, в данное время сотрудничество в области сухопутных перевозок между Узбекистаном и Китаем еще отстает в развитии, оно уже далеко не может удовлетворить реальной потребности непрерывно растущих торгово-экономических связей, поэтому крайне актуальным является ускорение соединеня автодорог, железных дорог, авиационных перевозок двух стран, включая также реализацию стратегического проекта железной дороги «Китай–Кыргызстан–Узбекистан», именно эти моменты имеют важное значение для создания экономической полосы Шелкового пути.

    Гун Сяошэн: Построение «экономической полосы Шелкового пути» может стимулировать торгово-экономическое сотрудничество между странами, расположенными вдоль Великого шелкового пути, а также развитие экономики данного региона. Однако, нужно проделать большой объем работ, потому что для создания экономического пояса недостаточно лишь строительства единой дорожной сети, оно затронет много моментов, в том числе контакты между народами и торговые обмены, в связи с этим, понадобятся соответствующие комплексные меры, а также координация конкретных политик разных стран в регионе.

  1. Конкурс эссе | Вакансия 招聘雇员广告 | Рост китайской экономики в 2013 году составил 7,7 процента | Индивидуальные внутренние путешествия постепенно становятся главным туристическим направлением
  2. Copyright © 2009-2010, kntan