Летние вечера в Пекине

 

 

    14 июля 2012 г., в 19:25, когда болельщики с замиранием сердца громко вели обратный отсчет времени, на шанхайском стадионе «Хункоу» появился самый «дорогой» иностранный игрок в истории Китайской суперлиги по футболу (Chinese Super League – соревнования футбольных клубов Китая высшего уровня, оспаривающих титул чемпиона Китая по футболу) – Дидье Дрогба.

 

    Дидье Дрогба из Кот-д'Ивуара – одна из самых дорогих «футбольных» звезд в мире. В первом полугодии он, будучи подающим надежды центральным нападающим, появление которого на футбольном поле вселяло страх и трепет, к удивлению многих отказался от приглашений нескольких лучших европейских клубов и вступил в Китайскую суперлигу, согласившись на зарплату в 12 млн евро в год. Дрогба вовсе не единственный прославленный иностранный футболист, которого пригласили играть за китайскую команду. В июле 2011 г. аргентинский футболист Дарио Конка перешел в китайскую команду «Гуанчжоу Эвергранд», согласившись на 10 млн долларов США, что вызвало потрясение на международной футбольной арене. На футбольном поле Китая один за другим стали появляться игроки с мировым именем. Китайские болельщики раньше даже и мечтать об этом не могли! По статистике профессиональной «Футбольной газеты» Китая за спортивный сезон 2012 г., владельцы футбольных клубов Китайской суперлиги «вложили» в иностранных игроков более 2,35 млрд юаней.

 

    Какие выгоды сулят китайскому футболу и непосредственно самим инвесторам Китайской суперлиги такие «космические» капиталовложения?

 

 

У Китайской суперлиги достаточно средств

 

    На пути владельца футбольного клуба «Шанхай Шэньхуа» Чжу Цзюня, уже приготовившегося выложить крупную сумму за именитого игрока, встал крупнейший соперник – команда «Гуанчжоу Эвергранд». После того как магнат в сфере недвижимости Сюй Цзяинь стал владельцем этой команды и совершил беспрецедентные вливания в целях усиления ее конкурентоспособности, «Гуанчжоу Эвергранд» быстро повысила свой рейтинг на международной футбольной арене. На теперешний день команда «Эвергранд» занимает лидирующее место в Китайской суперлиге. В среднем, количество зрителей на каждом матче с ее участием достигает 50 тыс. человек.

 

    Недавно «Гуанчжоу Эвергранд», перечислив в качестве трансфертной выплаты 8,5 млн евро, заполучила к себе в команду известного бомбардира Лукаса Барриоса, который ранее играл за титулованный немецкий клуб «Боруссия Дортмунд». Еще до этого «Эвергранд» пригласила заслуженного итальянского тренера Марчелло Липпи, который в свое время помог итальянской сборной стать чемпионом Кубка мира по футболу. После таких крупномасштабных вложений, сделанных владельцем команды «Эвергранд», у многих сложилось впечатление, что китайский футбол не страдает от отсутствия денег. Почувствовав запах денег, международный футбольный рынок отреагировал вполне предсказуемо и взвинтил трансферную стоимость звезд футбола до небес. По словам футбольного агента Син Цзяня, трансферная стоимость Дарио Конки, который два раза подряд получил титул лучшего игрока на Чемпионате Бразилии по футболу, на рынке международных футбольных трансферов составляет, максимум, 4 млн долларов США, но из-за поднятого китайцами ажиотажа посредники подняли на него цену до 10 млн.

 

    В такой ситуации футбольный агент становится одной из самых перспективных профессий на рынке. Некий агент по фамилии Ли заслужил особое доверие клуба «Эвергранд», поэтому к нему прислушиваются и ему завидуют в футбольных кругах. Многие лица, желающие получить соответствующие выгоды, стали заниматься агентской деятельностью профессионально и по совместительству. Само наличие таких людей в разы повысило стоимость иностранных игроков.

 

    Как пожаловался в связи с этим гендиректор клуба «Далянь Шидэ» Линь Лэфэн, стоимость иностранных игроков повышается в результате спекулятивного ажиотажа. Раньше цена на иностранных игроков не была настолько высокой, к тому же, можно было провести пробную тренировку среди игроков для более целенаправленного отбора. Сейчас же стоимость иностранного игрока с 200 тыс. долларов США поднялась до 1 млн, а пробную тренировку вообще отменили. Звезды, за которых были заплачены баснословные суммы, часто ведут себя высокомерно и не играют в полную силу, поэтому, хотя все, разумеется, имеет свою цену, не всегда овчинка стоит выделки. Другими словами, существует очень большой риск попросту не окупить вложения в иностранного игрока и не получить для команды желаемого результата.

 

 

Инвестиции в футбол ради дохода в других сферах

 

    Как бы то ни было, большие вложения средств стимулируют результаты и приводят к быстрым достижениям. Поэтому все футбольные команды, не жалея денег, стремятся найти и переманить талантливых иностранных нападающих и защитников, чтобы повторить успех, достигнутый клубом «Гуанчжоу Эвергранд» в Китайской суперлиге–2011.

 

    События, происходящие вокруг Китайской суперлиги, напоминают ситуацию в Японской профессиональной футбольной лиге в начале 90-х годов прошлого века. В те годы Футбольная лига Японии, стремясь ускорить темпы профессионализации, также прибегала к услугам иностранных игроков, чтобы повысить свои «акции». Но в отличие от Китая японские футбольные клубы вкладывали большое количество денег в подготовку молодежных команд. Они пригласили бразильских тренеров для команд разных эшелонов, чтобы старательно копировать их футбольную культуру.

 

    Даже при беглом взгляде на международный футбольный рынок нетрудно обнаружить принципиальную разницу между двумя странами. Например, 23-летний японский нападающий Кагава Синдзи получил приглашения от таких крупных футбольных клубов, как «Манчестер Юнайтед», «Арсенал» и «Байерн Мюнхен». В то время как в Китае, по признанию некоего футбольного агента по имени Ромен, гораздо проще купить иностранного игрока, чем продать китайского.

 

    Боссы, которые вкладывают немалые инвестиции в Китайскую суперлигу, преследуют собственную выгоду. Для них футбольный клуб служит инструментом для продвижения собственной марки на рынке и ребрендинга, инструментом для координации связей с правительством и т.д. В условиях таких масштабных капиталовложений, даже при повышении дохода, оказывается невозможным добиться баланса расходов и доходов в короткие сроки, но это «окупается» выгодой в других, не связанных с футболом, сферах.

 

    Коммерческое спонсорство по-прежнему остается самым важным источником доходов клубов Китайской суперлиги. Но если тщательно проанализировать доходы клубов от коммерческого спонсорства, то можно обнаружить, что лишь незначительная часть их отвечает рыночным условиям. Бывший гендиректор клуба «Далянь Ваньда» Ши Сюецин сказал, что на основании опыта хозяйствования в трех клубах на протяжении 7–8 лет он может с уверенностью подтвердить, что футбольный клуб не зарабатывает на вложениях в футбол. «Тогда почему же многие предприниматели стремятся инвестировать в ту или иную команду?» – спросите вы. «Как очевидно, бизнесмены надеются получить выгоды в других сферах, за пределами футбольного поля. Цели их вложений вовсе не ограничиваются футболом, поэтому такие инвестиции вряд ли будут носить долгосрочный характер. Когда бизнес выведет горячие деньги из отечественного футбола, мы тут же увидем катастрофические последствия, которые, к сожалению, будут давать о себе знать на протяжении долгого времени», – поясняет футбольный обозреватель Янь Цян.

 

    Несмотря на это, Ши Сюецин считает, что китайский футбол, пережив за последнее десятилетие большие трудности, теперь вступил в период восстановления, и «в такой ситуации транжирить деньги имеет больший смысл, чем жадничать». «Но оживление на футбольном рынке вовсе не является признаком здорового и стабильного развития. Клубам необходимо действовать по законам рынка и тратить имеющиеся в их распоряжении средства надлежащим образом», – подчеркнул бывший гендиректор клуба «Далянь Ваньда».

 

  1. Госсовет КНР утвердил бесплатный проезд легковых автомобилей по платным автодорогам в праздничные дни | Рынок поисковых систем Китая во втором квартале вырос на 62% | О нас | Контакт с нами
  2. Copyright © 2009-2010, kntan