Сокрушительный удар по коррупции

 

ВАН ЦЗЫЦЯНЬ

 

 

    2009-й год признан в Китае годом небывалой борьбы с коррупцией. Заместитель секретаря Центральной комиссии Компартии Китая по проверке дисциплины Гань Ишэн заявил 7 января 2010 г., что «за 11 месяцев 2009 года в Китае определено наказание в отношении 3743 членов партии на уровне уезда/отдела и выше; дела 764 из них переданы в компетентные органы для расследования; получили партийное взыскание и 15 чиновников на уровне провинции/министерства». По поводу таких результатов борьбы с коррупцией аналитики отмечают, что небывалый размах и активизация антикоррупционной компании минувшего года отражают непоколебимую решимость китайского правительства в создании честных и неподкупных органов исполнительной власти.

 

То или иное расследование велось каждый месяц

 

    В январе 2009 г. бывшего вице-мэра города Пекина Лю Чжихуа приговорили к смертной казни (с отсрочкой исполнения приговора), что символизировало начало борьбы с коррупцией в этому году. В феврале был отстранен от занимаемой должности заместитель директора «Китайского банка развития» Ван И; причина – правовые и дисциплинарные нарушения. В марте началось расследование в отношении Ми Фэнцзюня, заместителя председателя Постоянного комитета Собрания народных представителей провинции Цзилинь. В апреле смещен с поста председатель Гуандунского комитета Народного политического консультативного совета Чэнь Шаоцзи; это событие ознаменовало повсеместное развертывание антикоррупционной борьбы – 2009. Далее в стране почти каждый месяц выявляли и определяли наказание в отношении ответственных лиц, причастных к коррупции.

 

    Кроме того, как сообщил Гань Ишэн, в настоящее время ведется расследование в отношении еще нескольких чиновников на уровне министерства/провинции, в том числе бывшего заместителя преседателя правительства Нинся-Хуэйского автономного района Ли Тантана, бывшего председателя комитета Народного политического консультативного совета провинции Гуйчжоу Хуан Яо, бывшего заместителя председателя Постоянного комитета Собрания народных представителей провинции Ляонин Сун Юна. Все эти лица лишены своих постов и уволены с занимаемых должностей. Гань Ишэн сообщил, что за указанный период расследованы 13 тыс. 858 дел, связанных с финансовыми преступлениями; из них 2906 дел касаются государственных служащих (3202 чел.); общая сумма ущерба составила 3,29 млрд юаней,

 

Пять чиновников причастны к делу Хуан Гуанъюя

 

    С именем Хуан Гуанъюя – некогда самого богатого человека в Китае – связаны и дела пяти чиновников высшего звена, обвиняемых в коррупции, хотя обвинение в отношении самого Хуан Гуанъюя еще не вынесено (подробнее об этом: январский выпуск 2009 г.).

 

    Среди них: бывший заместитель председателя Верховного народного суда Китая Хуан Сунъю (первым привлечен к ответственности), которому предъявлено только одно обвинение – в получении взяток на сумму 5,1 млн. юаней. 19 января этого года его приговорили к бессрочному тюремному заключению; 12 января 2009 г. началось расследование в отношении бывшего помощника министра общественной безопасности Чжэн Шаодуна; 16 апреля 2009 г. подверглись административному расследованию одновременно председатель Гуандунского комитета Народного политического консультативного совета Чэнь Шаоцзи и бывший секретарь Чжэцзянской комиссии КПК по проверке дисциплины Ван Хуаюань; 8 июня 2009 г. привлечен к ответственности мэр города Шэньчжэнь Сюй Цзунхэн.

 

Необходимо создать антикоррупционную систему

 

    Специалист по вопросу антикоррупционной деятельности в Китае Линь Чжэ считает, что успехи, достигнутые в этой области за истекший год «отражают решимость китайского правительства в борьбе с коррупцией». По его мнению, китайское правительство должно заимствовать полезные способы и опыт других стран, непрерывно совершенствовать работу в области декларации доходов и собственности чиновников, регистрации и отчетности важных государственных дел, системы привлечения к ответственности партийных и правительственных чиновников-коррупционеров и причастных к коррупции должностных лиц, а также продвигать строительство системы неподкупных кадров. В конце концов, благодаря совершенной антикоррупционной системе чиновники не будут, не смогут и даже не захотят брать взятки.