Мистический черный цвет

 

 

    Еще в апреле господин Цуй Минцюань, бывший директор одного из антикварных магазинов города Цзинань (пров. Шаньдун, Восточный Китай), прочел сообщение о том, что в июне в Пекине состоится аукцион, на котором будет выставлена картина «Жилище на горе Ваньчжушань (Гора десяти тысяч бамбуков)», принадлежащая кисти известного мастера китайской национальной живописи «гохуа» Ци Байши (1864–1957 гг.). Господин Цуй тут же позвонил помощнику, чтобы тот забронировал ему билет в Пекин...

 

    В мае 2011 г. работа Ци Байши под названием «Сосны и кипарисы» ушла с молотка за рекордную сумму – 425 млн юаней, что вызвало большое потрясение на арт-рынке Поднебесной. Поэтому неудивительно, что рыночное предложение еще одного шедевра Ци Байши в качестве аукционного лота вызвало огромный интерес среди коллекционеров. На взгляд специалистов в области арт-вложений, конечная цена на картину «Жилище на горе Ваньчжушань» непременно поставит новый рекорд. Не располагающий такими средствами Цуй Минцюань даже не беспокоится относительно недоступной цены, так как для него самым главным является возможность с близкого расстояния хорошенько рассмотреть работу любимого художника.

 

    Если говорить о современной китайской молодежи, то многие никак ни могут понять, почему картины китайской национальной живописи в жанре «шаньшуйхуа (горы–воды)», т.е. монохромные плоскостные (не имеющие перспективы) пейзажи, написанные черной тушью, имеют такую высокую художественную ценность.

 

    В отличие от европейских стран, в Поднебесной черный цвет никогда не считался несчастливым или чересчур мрачным. Дело в том, что в глазах китайцев только белый цвет выступал воплощением беды и смерти. Например, на похороны – и в древности, и сейчас – европейцы всегда надевали одежду черного цвета, а в Китае люди в таких случаях появлялись и ныне появляются в белых холщовых одеждах. Как видно из истории, на протяжении 400 с лишним лет, на которые пришлось правление династии Цинь (221–206 гг. до н.э.) и династии Хань (202 г. до н.э.–220 г.), черный цвет неизменно выступал «государственным цветом» и служил официальным цветом одежды чиновников.

 

    Ночное небо тихое и глубокое. В понимании китайцев черный цвет – это, в первую очередь, цвет бездонного и мистического ночного неба. В Поднебесной самым типичным воплощением подобной бездонности и мистичности выступает живопись в жанре «горы и воды». Работающие в данном стиле художники используют в картинах всего два цвета – черный и белый. На самом деле, художник пишет черной тушью, которую может размывать, а может положить густо, а белый цвет дает сама бумага.

 

    Что касается цвета в живописи, то для европейских художников большое значение имеют такие понятия, как светотень, цветовые контрасты, тон, насыщенность; этим категориям уделяется важное место во всех теоретических трудах, посвященных технике живописи. В китайских трактатах о живописи, в пассажах о цвете, центральное место занимают философские термины и этико-нравственные категории, как то: «дух», «изысканность», «величие», «глубина» и «основательность». В рисунках тушью главное внимание уделяется визуальному воплощению внутреннего настроения и духа, а не максимально точной передаче цветовой композиции. На белой бумаге «сюаньчжи» (лучший сорт бумаги в Китае, производимый в провинции Аньхуэй) изменение различных оттенков черного цвета не только отражает объективное состояние объектов, но и служит передаче субъективных настроений.

 

    Современный китайский художник Фэн Цзыкай описал черный цвет следующим образом: «Когда три основных цвета (красный, желтый и синий) смешивают на белой бумаге в равной пропорции, то получается насыщенный черный цвет, вызывающий чувство стабильности, завершенности и умиротворения». Это объясняет преклонение китайцев перед черным цветом.

 

    Как и другие цвета, в зависимости от времени, контекста и бэкграунда черный цвет трактовался по-разному. По мере непрерывного развития международных культурных связей черный цвет в современном Китае начал в некоторых случаях выступать символом всего плохого и тайного. Например, закулисные интриги по-китайски называются «хэйму» (дословно «черный занавес»), а нечестное судейство в пользу одной из команд – «хэйшао» (дословно «черный свисток»). Кроме того, в сегодняшнем Китае участники похорон и траурных церемоний все чаще облачаются в черные одежды.

 

  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал | О рекламе
  2. Copyright © 2009-2010, kntan