Япония попрощалась с «пацифизмом»

    

    

    1 июля кабинет министров Японии одобрил проект новой интерпретации 9-й статьи «мирной» конституции страны, в котором подчеркивается, что «право на самооборону» может быть реализовано в тех случаях, если возникает непосредственная угроза самой Японии, или подвергается вооруженному нападению иностранное государство, имеющее тесные связи с Японией. То есть, Япония восстановила применение «права на коллективную самооборону».

    В соответствии с толкованием конституции, данным в 1981 г. Законодательным бюро кабинета министров Японии, Япония, как и другие страны-члены ООН, в соответствии с 51-й статьей Устава ООН обладает правом коллективной самообороны. Однако применение права на коллективную самооборону является превышением рамок оговоренного конституцией права на самооборону, согласно которому применение силы должно быть минимально необходимым и не иметь другой альтернативы. Таким образом, Япония добровольно отказывалась от этого права. Одобренный 1 июля кабинетом министров Японии проект фактически отверг толкование конституции 1981-го года.

    Согласно 9-й статьи конституции Япония отказывается от применения вооруженной силы, как средства разрешения международных споров, и признания права на ведение государством войны. Японские консерваторы считали такое конституционное положение ограниченным, и все время планировали убрать его из конституции. Однако, из-за того, что поправки к конституции должны вноситься по инициативе парламента с согласия не менее двух третей общего числа членов обеих палат, конституция Японии оставалась неизменной в течение многие лет со дня вступления в силу в 1947 г. Практически все кабинеты японского правительства прилагали немало сил, чтобы возродить вооруженные силы страны. В 1954 г. Япония расширила толкование статьи конституции о праве на самооборону, что позволило Токио в том же году воссоздать ограниченный военный потенциал в виде сил самообороны. Затем японское руководство постепенно расширяло рамки применения сил самообороны. Все эти действия свидетельствуют о том, что Япония постепенно отходила от пацифистской политики. Легализация права на коллективную самооборону говорит о полном подрыве основ 9-й статьи конституции и отказе от «пацифизма» в своей внешней политике.

    На сегодняшний день численность сил самообороны Японии составляет 240 тыс. человек, ежегодные военные расходы страны – более 45 млрд долларов. Раньше силы самообороны Японии могли использоваться только тогда, когда сама страна подвергалась нападению, Японии не разрешалось инициировать военные акции для достижения дипломатических целей. В 1999 г. Япония выпустила «Закон об окружающей обстановке», согласно которому она предоставляла американской армии широкую материальную и техническую поддержку, если последняя вмешивалась в международный конфликт, происходящий в регионе вокруг Японии. Согласно «Закону об особых мерах против террора», принятому парламентом в период правления Дзюнъитиро Коидзуми, японские военно-морские силы в Индийском океане стали оказывать материальную поддержку войскам Америки и других стран, занимающихся антитеррористическими операциями. До сегодняшнего момента подходу Японии к международным конфликтам свойственна чрезвычайная ограниченность и маржинальность. Вот почему японская газета «Асахи симбун» пишет, что именно 9-я статья Конституции позволяла Японии после Второй мировой войны ни разу нигде не выстрелить и никого не убить за границей

    После снятия запрета на коллективную самооборону, все это станет историей. В принятой кабинетом министров резолюции сказано, что у Японии есть право на коллективную оборону. Силы самообороны Японии могут использоваться для отражения вооруженного нападения на страны, имеющие тесные связи с Японией. Партия правящего блока – Новая Комэйто выдвинула идею превратить «страны, имеющие тесные связи с Японией» в «союзы», чтобы ограничить применение права на коллективную самооборону, но эта инициатива вызвала резкое возражение Либерально-Демократической партии. Причины размытой формулировки «страны, имеющие тесные связи с Японией» кроются в расширении рамок применения сил самообороны. Как считает Синдзо Абэ и другие японские политики, сегодня силы самообороны Японии должны участвовать в совместных военных действиях с американской армией, а главное, – теперь Япония теоретически может вмешиваться в конфликты Филиппин, Вьетнама с другими странами, обозначив их как «страны, с которыми Япония поддерживает тесные отношения».

    Хотя в резолюции указано, что силы самообороны можно применяться тогда, когда «под смертельной угрозой находятся права японских подданных на жизнь, свободу и стремление к счастью», но такие неясные выражения легко используют японские политиканы. Приведу пример ситуации в Южно-Китайском море. Япония будет настаивать на необходимости вмешательства в спор в этом регионе, являющемся важным коридором перевозки энергетических ресурсов, исходя из того, что спор «несет угрозу праву японских подданных на жизнь, свободу и стремление к счастью»

    Очевидно, что решение о применении вооруженных сил принимает только сам премьер Японии Синдзо Абэ. К тому же генсек ЛДП Сигэру Исиба и другие высокопоставленные чиновники партий и правительства давно говорили, что к понятию коллективной самообороны относятся также военные действия страны для защиты интересов стран АСЕАН. Сигэру Исиба также подчеркнул необходимость создать так называемое «азиатское НАТО», чтобы ограничить «возросшую активность военные сил Китая». Здесь можно сделать вывод о том, что когда Синдзо Абэ говорит, что снятие запрета на право на коллективную самооборону не окажет негативного влияния на обеспечение безопасности в восточной Азии, – это, на самом деле, неправда!

    Хотя Синдзо Абэ пообещал не отправлять необдуманно войска за рубеж, но снятие запрета на право на коллективную самооборону само по себе даст «зеленый свет» для последующих действий. На применение вооруженных сил за рубежом будет рассчитано осуществление целей дипломатии Абэ. В последние годы Япония стала усиливать военное сотрудничество с другими странами, отменила запрет на экспорт вооружений, и создала военную базу в Джибути. Все это можно считать символом военно-политических притязаний и амбиций Японии за пределами страны.

    1 июля, после принятия кабинетом министров решения о снятии запрета на право на коллективную самооборону, Сигэру Исиба сразу же заявил, что его страна будет принимать активное участие в международном сотрудничестве по обеспечению глобальной безопасности, и включать его в главные направления государственной политики. Таким образом, Япония может участвовать в военном вмешательстве в другие страны, после того как ООН предоставит полномочия для проведения операции. Например, в таких глобальных конфликтах, как война в Персидском заливе – война между многонациональными силами и Ираком по мандату ООН, могут участвовать вооруженные силы Японии, если японское правительство окончательно допустит отряды сил самообороны к действиям в интересах обеспечения коллективной безопасности.

    Синдзо Абэ не раз объяснял, что включил в первую стратегию национальной безопасности страны принцип «активного пацифизма», понятие которого таково: когда международное сообщество находится в состоянии беспокойства, можно применять вооруженные силы для осуществления мира. Он рассматривает военный потенциал Японии как важный инструмент в реализации стратегии «активного пацифизма». Как считает японский премьер, вмешательство США в дела других государств является практическим примером реализации стратегии «активного пацифизма», поэтому Япония должна координировать совместные военные действия с американской стороной. Однако, по словам Синдзо Абэ, в этом плане существуют трудности и определенные ограничения, главные направления работы по их преодолению – это дальнейшая корректировка японского законодательства и снятие данных ограничений.

    США играют роль глобального полицейского, а Япония выступает в качестве их помощника. Всем известно, причины вмешательства США в дела других стран и регионов кроются в реализации ими своих национальных интересов, американцы никогда не стремятся к пацифизму и альтруизму. Без мандата ООН и даже разрешения Конгресса армия США и их союзников начала проводить боевые операции во Вьетнаме и в Ираке в 2003 г. Это действия полностью подрывающие мир. С этой точки зрения разве можно сказать, что Япония в качестве помощника Америки не оказывает негативного влияния на защиту мира на планете?

    В течение многих лет Япония, союзник США, оставалась в стороне и не участвовала в инициированных Америкой войнах, опираясь на надежное прикрытие – запрет на право на коллективную самооборону. После его снятия Япония, как и Великобритания будет «преданным партнером» в американских военных акциях. Вот почему правительство США приветствовало решение кабинета министров Японии об изменении интерпретации японской конституции. Япония, находясь под «ядерным зонтиком» США, и лишившись надежного щита в виде запрета на коллективную самооборону, с трудом найдет в себе силы отказаться от требований своего американского союзника. Напомним, что во вьетнамской войне со стороны Республики Корея, союзника американцев в Восточной Азии, для совместных боевых действий были задействованы более 300 тыс. военнослужащих, 5 тыс. из них погибли. Наверное то, что происходит в РК повторится и в Японии.

  1. Конкурс эссе | Вакансия 招聘雇员广告 | Рост китайской экономики в 2013 году составил 7,7 процента | Индивидуальные внутренние путешествия постепенно становятся главным туристическим направлением
  2. Copyright © 2009-2010, kntan