Китай в мировой экономике

с низкими углеродными выбросами

    Если признать, что в ходе минувших скачков мировой экономики Китай всегда оставался позади и затем догонял другие страны, то, когда ведущая роль начинает закрепляться за экономикой с низкими углеродными выбросами, Китаю никак нельзя упускать свой шанс. Для быстро развивающегося Китая трансформация модели экономического развития по этому пути – это дар судьбы, в котором содержится огромное противоречие, но и огромное пространство для воображения. Где место Китая на новой карте мира экономики с низкими углеродными выбросами?

 

Солнечные водонагреватели нашли широкое применение в Китае (фото CFP) 

ЧЖАО ЛОСИ

 

    Вечером 29 июня на всех заправочных станциях Пекина стояли длинные очереди: водители и владельцы автомашин прослышали о повышении цен на бензин. На следующий день рано утром по распоряжению Государственного комитета КНР по делам развития и реформ, цены на бензин, были на самом деле повышены в очередной раз. И это при том, что прошлое повышение цен произошло чуть меньше месяца назад.

 

    Этот случай образно иллюстрирует зависимость китайской экономики от ископаемого топлива, включая нефть, уголь и т.д.

 

    В то время как развитые страны уделяют все больше и больше внимания развитию экономики с низкими углеродными выбросами, Китай стоит перед вызовом, полученным от новой структуры глобальной экономики. Новая модель экономики, нацеленная на производство экологически чистых ресурсов и повышение эффективности их применения, потенциально является глобальной, и Китай тоже не должен оставаться в стороне.

 

Империя углерода

 

    Согласно докладу «Перспективы мировой энергетики-2007», опубликованному Международным энергетическим агентством (IEA), в период 2005-2030 гг. объем выбросов двуокиси углерода в мире увеличится на 57%, в том числе две трети этого увеличения произведут США, Китай, Россия и Индия. Огромный объем выбросов газообразных углеродных соединений в Китае связан, в первую очередь, с ныне существующей структурой источников энергии, в которой главной составляющей является такой энергоноситель, как уголь.

 

    В течение прошедших 30 лет именно уголь поддерживал быстрый рост китайской экономики. Заместитель главы Государственного комитета КНР по делам развития и реформ и руководитель Государственного управления по делам энергетики Чжан Гобао на Всемирном форуме Мозговых центров сослался на такие цифры: в китайской структуре энергозатрат расходы угля составляют 69% от совокупного объема первичных энергоресурсов; больше 80% потребности страны в электричестве покрывает уголь. В то же время доля экологически чистых энергоресурсов слишком низкая, к примеру, доля атомной электроэнергии не превышает 2%. В этой области Китай далеко отстает от развитых стран.

 

    С другой стороны, сравнительно низкой остается эффективность применения энергоресурсов, составляющая приблизительно 33%, что примерно на 10 процентных пунктов ниже, чем в развитых странах.

 

Трудная проблема трансформации модели экономики

 

    В ближайшие 30 лет Китай вступит в этап скоростного развития индустриализации, урбанизации и модернизации. Ожидается повышение качества жизни более 1,3 млрд. населения. В связи с этим спрос на энергоресурсы и расход ресурсов неизбежно будут расти быстрыми темпами. Что делать, чтобы обеспечить повышение жизненного уровня народа и в то же время не повторять пути развитых стран, которые осуществили развитие экономики ценой разрушения окружающей среды? Именно эта сложная задача стоит перед Китаем.

 

    Кроме того, сравнительно отсталый научно-технический уровень в большой степени сдерживает процесс трансформации модели развития китайской экономики; Китаю нелегко перейти к экономике с низкими углеродными выбросами. Хотя «Рамочная конвенция ООН об изменении климата» постановила, что развитые страны обязаны предоставить технологии развивающимся странам, но в реальности это далеко не так. Китай вынужден заимствовать и осваивать соответствующие технологии коммерческим путем. По подсчетам (имея в виду ВВП за 2006 г.), Китаю потребуется 25 млрд. долларов США в год на реализацию проекта перехода от экономики с высокими выбросами углеродных соединений к экономике с низкими углеродными выбросами. Это, конечно, огромное бремя для пока еще небогатого Китая.

 

    А в сфере применения новых энергоносителей проблема формулируется так: как можно скорее распространять применение новых технологий в реальной жизни. Вложения на раннем этапе применения новых энергоносителей были огромными, но эффект от их реализации пока проявляется медленно. Директор Чжухайской компании «Гохуахуэйдафэн» по развитию ветроэнергетики Хэ Чжэнъюн сказал, что себестоимость освоения ветровой электроэнергетики окупится через 10 лет. Как понизить себестоимость, чтобы новые энергоносители широко применялись в реальной жизни – это еще одна очередная трудная задача для Китая.

 

    «На нынешнем этапе развития в Китае существует огромный спрос на энергоресурсы, но проблема климатических изменений тоже является актуальной и ждущей разрешения. Китай оказался в этой противоречивой ситуации. Но, как бы то ни было, развитие экономики с низкими углеродными выбросами имеет важное стратегическое значение, и эффект от такой экономики проявится в будущем», – убежден Чжан Гобао.

 

Шанс Китая

 

    На самом деле, наличие этих проблем предоставляет Китаю и огромное пространство для усовершенствования. Лауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман считает, что если вести правильную политику, то Китай сумеет осуществить быстрый экономический рост без увеличения выбросов углерода. Отсев отсталых производственных мощностей, замена малых производств крупными, техническое переоснащение и технологические инновации будут стимулировать трансформацию китайской экономики и урегулирование экономической структуры.

 

    Китай уже приступил к действиям. В начале 2009 г. китайское правительство выделило 4 трлн. юаней для стимулирования экономики, в том числе 340 млрд. юаней пошло на «зеленые проекты». Помимо этого китайское правительство активно работает над «Программой восстановления и развития индустрии новых энергоносителей». Сегодня совокупная мощность ветроэлектрических установок достигла в Китае 12,20 млн. кВт, и по этому показателю Китай занимает 4-е место в мире. По предварительным подсчетам, к 2010 г. этот показатель превысит 20 млн. кВт. Строительство атомной электроэнергетики продвигается быстрыми темпами. По масштабам строительства атомных электростанций Китай обогнал другие страны мира. Годовое производство солнечных батарей превышает 2 млн. кВт, и по этому показателю Китай занимает 1-е место в мире. Более половины солнечных водонагревателей мира производятся и используются в Китае.

 

    Развитие экономики с низкими выбросами углеродных соединений обеспечит трансформацию модели китайской экономики. Но, что еще важнее, если Китай ухватится за этот шанс, он, возможно, будет лидировать в новой структуре мировой экономики.

 

    Фактически, в преобразовании экономики Китай имеет больше преимуществ, чем ЕС и США. Заместитель директора Института энергетики при Государственном комитете КНР по делам развития и реформ Ли Цзюньфэн сказал, что в этих развитых странах уже оформились очень зрелые экономическая модель и система промышленности, и поэтому им будет труднее, чем Китаю, переходить к экономике с низкими углеродными выбросами.

 

    Ли Цзюньфэн подчеркнул, что Китай неоднократно упускал шанс участия в разработке важных международных законов, таких как «Устав ООН», «Генеральное соглашение по тарифам и торговле», с которыми тесно связаны основные интересы страны. Поэтому Китай во многих случаях связан по рукам и ногам. «Но мы участвовали в третьей разработке положений о новой мировой структуре, к тому же, мы очень важная сторона. Мы должны ценить этот исторический шанс».

 

    Китай всемерно стимулирует освоение новых и возобновляемых энергоресурсов и «зеленой» экономики; он уже стал страной, осуществляющей крупнейшие в мире капиталовложения в освоение новых источников энергии.

 

    «Китай приступил к действиям, – сказал президент Фонда по работе над климатом Хал Харви. – Китай хочет стать лидером в области «зеленой» науки и техники. Уже составлена самая мощная программа энергосбережений. Они стараются за 5 лет снизить энергозатраты на экономическую деятельность на 20% и осуществить достижение этой цели путем реализации гораздо более строгого энергосберегающего автомобильного стандарта и стимулирования энергосбережения на предприятиях. В областях ветроэнергетики, ядерной энергии и гелиоэнергетики они осуществили самый мощный Проект по применению возобновляемых ресурсов и стараются реализовать его с превышением показателей».

 

    Может быть, и вправду, как пишет известный американский журналист, автор книги «Плоский мир» Томас Фридман, «когда Китай начал массовое изучение и освоение технологий развития гелио- и ветроэнергетики, ядерной энергии и энергосбережения, США должны быть бдительны. США будет покупать у Китая не только игрушки, но и свое будущее энергоресурсов».

  1. О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал |
  2. Copyright © 2009-2010, kntan