Великий шелковый путь бесконечен

    

 

    Недавно председатель КНР Си Цзиньпин принял участие в торжественной церемонии открытия зимней Олимпиады в Сочи. Во время встречи с президентом России В. Путиным Си Цзиньпин всесторонне познакомил его со стратегией построения «экономической полосы Великого шелкового пути» и В. Путин позитивно откликнулся на данную инициативу. На самом деле, данная концепция была впервые выдвинута еще в прошлом году, когда Си Цзиньпин нанес официальный визит в Казахстан. Во время выступления в Университете имени Назарбаева Си Цзиньпин призвал к совместному построению «экономической полосы Великого шелкового пути» на основе сотрудничества инновационного типа, чтобы тем самым активизировать и упрочить экономические контакты между евроазиатскими странами.

 

    Итак, что такое «экономическая полоса Великого шелкового пути»? Какова исходная точка выдвижения китайским правительством данной концепции? По всем этим вопросам автор этих строк взял интервью у господина Цюй Сина – директора Китайского НИИ международных вопросов.

 

 

    Древний путь, новое содержание

 

    Еще более 2000 лет тому назад Великий шелковый путь, который брал начало в Поднебесной, успешно связал Китай со странами Центральной Азии, Южной Азии, Западной Азии, Африки, Европы и другими отдаленными регионами планеты, выступая важным коридором культурного и торгового обмена между прилегающими к этому пути странами. Если древний Шелковый путь напоминает длинную нить, которая протянулась между Восточной Азией и Европой, то «экономическая полоса Великого шелкового пути» по сути представляет собой зону экономического развития. На взгляд Цюй Сина, «экономическая полоса» представляет собой зону экономического развития, основу которой составляют прилегающие к традиционному Шелковому пути страны, в прошлом Великий шелковый путь выступал важным маршрутом, который соединил воедино Восток и Запад, сегодня он призван содействовать совместному развитию прилегающих к Великому шелковому пути стран. Можно сказать, что на новом фоне «экономическая полоса Великого шелкового пути» обрела новое историческое значение. Иными словами, она не только имеет отношение к прошлому, но и обогащается новым содержанием.

 

    «На фоне глобализации экономики все страны планеты взаимозаинтересованы друг в друге – они наслаждаются совместным процветанием и сообща несут риски, можно сказать, что отдельной стране очень трудно развиваться вне зависимости от других стран мира, поэтому необходимо придерживаться принципа взаимной выгоды и совместного выигрыша», –таким образом Цюй Син прокомментировал исходную точку построения «экономической полосы Великого шелкового пути».

 

    Еще в 2011 г. США также выдвинули программу «нового Шелкового пути». В отличие от китайской стратегии «экономической полосы Великого шелкового пути» разработанная США программа «нового Шелкового пути» в основном была направлена на разрешение проблем, оставленных войной в Афганистане. Данный «новый Шелковый путь» тянется с юга на север, является вертикальной экономической полосой, в основе которой лежат Афганистан, Пакистан и Индия. По контрасту с этим, китайская сторона выдвинула концепцию «экономической полосы Великого шелкового пути» совсем не для того, чтобы разрешить проблемы с печальным наследием войны. Она выступает своего рода долгосрочной программой, направленной на содействие социально-экономическому развитию региона.

 

 

    Путь совместного выигрыша

 

    В дипломатической концепции китайского правительства нового созыва главное место занимает принцип «взаимной выгоды и совместного выигрыша». И на этом принципе зиждется построение «экономической полосы Великого шелкового пути».

 

    «На фоне нынешних международных отношений, совместный выигрыш является наиболее важной концепцией. Сегодня минимизация интересов партнеров или конкурентов больше не является предпосылкой максимизации собственных интересов, изживает себя игра с нулевой суммой. Только в подобной ситуации, когда все заинтересованные стороны удовлетворяют свои соответствующие интересы, сотрудничество имеет перспективу дальнейшего развития», – отметил в интервью Цюй Син.

 

    На его взгляд, «экономическая полоса Великого шелкового пути» хотя и представляет собой горизонтальную «широкую полосу», которая тянется с востока на запад, однако на всем протяжении данной «широкой полосы» существуют многочисленные вертикальные отношения. Как всем известно, усиление логистики, удобство транспортного сообщения, активизация обмена персоналом способны оказать значительное влияние на развитие региональной экономики, в результате чего, сотрудничество между странами будет изо дня в день укрепляться и содействовать формированию сообщества судьбы, что очень благоприятно для контроля и урегулирования разногласий и противоречий между странами, оставленных в наследство историей.

 

    «В отношениях между соседними странами всегда существуют отдельные оставленные в наследство историей разногласия в отношении территории, границ и водных ресурсов. В подобной ситуации, если у заинтересованных сторон отсутствует сотрудничество, то все содержание их взаимоотношений сводится лишь к разногласиям. Бесспорно, если взаимоотношения между странами обогащаются новым содержанием, то доля разногласий соответственно уменьшается, даже несмотря на то, что разногласия пока не могут быть урегулированы в ближайшее время. А «экономическая полоса Великого шелкового пути» как раз сможет урегулировать подобные проблемы», – Цюй Син питает большую уверенность в позитивной энергии «экономической полосы».

 

 

    «Пять взаимосвязей» – это основа

 

    Когда председатель КНР Си Цзиньпин впервые выдвинул концепцию построения «экономической полосы Великого шелкового пути», он указал, что в целях построения данной экономической полосы необходимо развернуть сотрудничество в обеспечении политических, транспортных, торговых, денежных взаимосвязей и взаимосвязей между народами, только таким образом можно развивать крупномасштабное региональное сотрудничество.

 

    Политические взаимосвязи означают, что путем дружественных диалогов и консультаций прилегающие к Великому шелковому пути страны должны органично соединить воедино стратегии собственного экономического развития, разрушить политические барьеры, препятствующие сотрудничеству между странами, найти точки соприкосновения интересов, на основе консультаций и согласований разработать программы и меры по продвижению регионального сотрудничества.

 

    Транспортные взаимосвязи означают, что прилегающие к Великому шелковому пути страны взаимодействуют друг с другом в строительстве железнодорожного, автомобильного, воздушного, трубопроводного транспорта, телекоммуникаций и других основных объектов инфраструктуры, чтобы тем самым создать благоприятные условия для содействия экономическому развитию и активизации обмена персоналом.

 

    Торговые взаимосвязи означают, что в целях создания благоприятных условий для торговли и инвестиций заинтересованные стороны обсуждают и предпринимают соответствующий комплекс мер, чтобы в более широких масштабах ликвидировать торговые барьеры и тем самым повысить темпы и качество экономического развития.

 

    Денежные взаимосвязи подразумевают, что страны активно обсуждают и продвигают среди прилегающих к Великому шелковому пути государств расчеты в национальных валютах, чтобы тем самым укрепить способность к обеспечению собственной финансовой безопасности и защите национальных экономических интересов на международной арене.

 

    Взаимосвязи между народами означают, что страны, прилегающие к Великому шелковому пути, должны наследовать и развивать вечную дружбу, укреплять взаимопонимание, чтобы тем самым заложить надежный народный и социальный фундамент для развертывания регионального сотрудничества.

 

    На взгляд Цюй Сина, что касается построения «экономической полосы Великого шелкового пути», вышеперечисленные «пять взаимосвязей» характеризуются взаимодействием и взаимодополняемостью. Если народы негативно относятся друг к другу, то о других «взаимосвязях» не приходится и говорить; а благополучные взаимосвязи в других аспектах могут содействовать углублению взаимопонимания и взаимодоверия между народами. В целях продвижения строительства «экономической полосы Великого шелкового пути» вышеперечисленные «пять взаимосвязей» необходимо осуществлять одновременно.

 

 

    Факторы неопределенности

 

    Приходится признать, что построение «экономической полосы Великого шелкового пути» отнюдь не является легким делом. «По причинам оставленных историей проблем политическое взаимодоверие между разными странами также нуждается в дальнейшем укреплении, только взаимодоверие может содействовать социально-экономическому развитию», – отметил Цюй Син. По его словам, районы, которые будет пересекать «экономическая полоса Великого шелкового пути» также являются важными регионами, которым уделяет огромное внимание Россия, поэтому неправильное урегулирование возникших проблем вполне может оказать негативное влияние на китайско-российские отношения.

 

    Несмотря на это, по мнению Цюй Сина, существующие проблемы отнюдь не являются неразрешимыми. По его словам, что касается построения «экономической полосы Великого шелкового пути», то ШОС включает в себя все заинтересованные стороны, к тому же, Китай установил неплохое сотрудничество со всеми ними. Сгенерированная Россией концепция «евроазиатского союза» в значительной степени совпадает с концепцией построения «экономической полосы Великого шелкового пути». Безусловно, все проблемы и вызовы вполне могут быть урегулированы в данных рамках.

 

    На взгляд Цюй Сина, нынешняя международная ситуация в корне отличается от имевшей место несколько десятилетий тому назад. «Не следует уклоняться от вызовов, факторы неопределенности действительно существуют. Противодействие вызовам путем активного развития сотрудничества или замедление развития во избежание возможного вызова – это совсем разный подход. Идея Китая такова: для урегулирования проблем следует уделить больше внимания развитию и сотрудничеству, в процессе развития и сотрудничества проблемы могут быть урегулированы более легко. Если некоторые проблемы пока не могут быть разрешены, то их можно временно отложить, следует сделать динамичное развитие фоном и опорой, и таким образом можно избежать существенного ущерба межгосударственным интересам».

  1. Рост китайской экономики в 2013 году составил 7,7 процента | Индивидуальные внутренние путешествия постепенно становятся главным туристическим направлением | О нас | Контакт с нами
  2. Copyright © 2009-2010, kntan