Второй ребенок:из запретного – в необходимого

    

    

    Одним из самых смелых решений, принятых во время 3-го пленума ЦК КПК 18-го созыва, стали послабления касательно размера семьи. Так, теперь семьям, в которых хотя бы у одного родителя нет ни сестер, ни братьев, разрешается иметь двух детей (ранее для этого оба родителя должны были быть единственными детьми в своих семьях). На пары, не являющиеся таким исключением, по-прежнему распространяется политика «одного ребенка». Очевидно, что, предприняв такой шаг, правительство Китая взяло курс на прирост населения. Осуществлять его оно намерено планомерно, продолжая вести контроль над рождаемостью, о чем и свидетельствуют все еще сохранившиеся ограничения. Что вызвало необходимость в пополнении рядов молодых китайцев? Насколько успешно будет претворяться в жизнь поправка, внесенная в политику планового деторождения? Предпосылки реформы нетрудно обнаружить в нынешнем состоянии народонаселения Китая, перспективы нового курса также несложно предугадать и обрисовать.

 

 

    Шестеро на плечах у одного

 

    Говоря о приросте населения в Китае, надо понимать, что его основной целью является не увеличение числа жителей страны, а всеобщее омоложение нации. Это связано с тем, что в последнее время здесь остро встала проблема старения населения. Конечно, называть Китай «домом престарелых Азии» пока рано, однако статистика не может не настораживать. Уже в 2011 году китайцы старше 65 лет составляли 12,8% от общего числа населения (по стандартам ООН население страны считается старым, если этот показатель равен 7%). Демографический дисбаланс, как известно, влечет за собой множество социальных и экономических проблем. В Китае существует поговорка «ян эр фан лао», что означает «растя сына, обеспечиваешь себе старость». Согласно нормам конфуцианской морали, дети должны заботиться о родителях в старости. Кстати, к этому призывает и китайский закон: в Законе КНР о защите прав пожилых людей сказано, что именно семья должна заботиться о них, включая материальную поддержку стариков, уход за ними во время болезни и прочее. Однако обеспечить достойную старость родственникам преклонного возраста – ноша практически непосильная для современного китайца. Дело в том, что заботиться ему приходится не о двоих стариках, как у нас, а о шестерых: сложившаяся сегодня в Китае формула семьи представляет собой 4+2+1, то есть в нее входят четверо дедушек и бабушек, двое родителей и один ребенок. Пенсию по старости получают не все из них: на нее могут рассчитывать только бывшие государственные служащие и лица, занятые в промышленности; сельским жителям, за исключением тех немногих, кто получает гроши, пенсии не положены вообще. Как единственному ребенку не надорвавшись поднять такую ношу? Это настоящий финансовый вызов для молодых китайцев, не справляясь с которым они начинают пренебрегать главной китайской ценностью – семейными узами. Такая ситуация вызывает немалую напряженность, если не сказать, накал в обществе.

 

 

    Кошелек призывает воздержаться

 

    Чтобы справиться с накаленностью социальной обстановки, был провозглашен новый лозунг «одна семья – два ребенка». Многие молодые люди, несомненно, с радостью восприняли эту новость. Тем не менее, бросаться в омут с головой и немедленно приступать к действию они не стали. Причиной тому – немалые расходы, которые сопутствуют рождению ребенка в Китае. Сегодня даже одно чадо является роскошью для многих китайских семей. По приблизительным подсчетам, в Шанхае на содержание ребенка с момента его рождения до окончания университета уходит по меньшей мере 1 млн юаней (164 тыс долларов США). Обычная шанхайская семья только на детский сад ежемесячно тратит 3 тыс юаней (490 долларов США). Конечно, здесь стоит сделать оговорку о том, что такова цена в Китае частных детских садов, в которые, несмотря на дороговизну, родители чаще всего и отдают своих детей, считая, что более дешевые государственные дошкольные учреждения недостаточно хороши для развития их отпрысков. В целом, расходы на воспитание детей в Шанхае составляют примерно 50% от всего дохода семьи. Учитывая то, каких капиталовложений требуют дети в Китае, многие супружеские пары пока воздерживаются от рождения брата или сестры для своего первенца. Согласно данным опроса, 70% жителей Шанхая – одного из самых «зажиточных» городов в Китае – сомневаются в возможности иметь двоих детей, заявляя, что это им не по карману. В частности, 24% опрошенных уже точно решили, что у них будет лишь один ребенок, 46% сказали, что, возможно, родят только одного. Особенно беспокоит шанхайских родителей то, что вслед за первым ребенком, который оказался мальчиком, родится второй мальчик. Их тревога объясняется тем, что во многих семьях традиционного уклада до сих пор существует обычай покупать сыну перед женитьбой квартиру, автомобиль и прочие уверяющие невесту в финансовом благополучии брака атрибуты. Подготовка жениха к свадьбе тяжелым бременем ложится на плечи его родителей.

 

 

    Почерпнуть опыт у соседних стран?

 

    Демографическую ситуацию в Китае пока нельзя назвать критической. Тем не менее, если не предпринимать мер, то к 2050 году число китайцев в возрасте свыше 60 лет может составить 440 млн человек, что более чем в 3 раза превышает нынешнее население России. Впав в панику от такого прогноза, многие наверняка сочтут необходимым немедленно мотивировать семьи на рождение второго ребенка. Рассуждая над методами, можно предположить, что в ситуации дороговизны всего того, что связано с детьми в Китае, делать это лучше всего будет юанем. С целью поддержания молодыми семьями своей новой инициативы китайское правительство могло бы воспользоваться рядом финансовых поощрений. Они, между прочим, были бы очень кстати. Сегодня в Китае после рождения ребенка семье полагается единовременная выплата размером 1500 юаней (250 долларов США), которая также может выдаваться по частям – в форме ежемесячного 20-юаневого (3 доллара США) пособия на протяжении 14 лет (в Шанхае это пособие немного больше – 60 юаней (9 долларов США)). Комментарии излишни: разве можно дать ребенку все необходимое, потратив при этом менее 10 долларов в месяц?

 

    Если сравнивать с Россией, где до недавнего времени прирост населения также характеризовался как отрицательный, то там сегодня действуют различные программы материальной поддержки семей с детьми. К примеру, с появлением второго ребенка семьям стал выплачиваться «материнский капитал», сумма которого составляет ни много ни мало – 12 300 долларов. Данная стимулирующая мера, безусловно, внесла свою лепту: страна постепенно начала справляться с возрастным перекосом, повернув вспять старение нации. При дальнейшем формулировании политики деторождения Китай вполне мог бы воспользоваться опытом России, а также других стран, решающих или уже решивших такую же проблему. Тогда интересен бы был парадокс: Китай, еще совсем недавно использовавший по отношению ко второму ребенку метод «кнута», с введением поощрительных премий сменил бы его на метод «пряника».

 

    С другой стороны, если вспомнить о том, что народонаселение Китая по-прежнему остается самым многочисленным на планете, а ресурсы страны – продовольственные, энергетические и прочие – все еще ограничены, возникает сомнение в целесообразности столь активного стимулирования рождаемости. Резкие демографические изменения могли бы негативно сказаться на экономическом развитии страны и благосостоянии народа в целом. Возможно, если применить статистику Шанхая – те 30% семей, не возражающих родить второго ребенка, – ко всем жителям Китая, за их счет как раз и удалось бы обеспечить тот умеренный прирост населения, необходимый стране в сложившихся обстоятельствах. Ждут ли Китай какие-либо мотивирующие к двухдетности законодательные преобразования или государственная политика планирования семьи останется неизменной и будет полагаться на естественные процессы народопополнения и омоложения нации? Поживем – увидим.

  1. Рост китайской экономики в 2013 году составил 7,7 процента | Индивидуальные внутренние путешествия постепенно становятся главным туристическим направлением | О нас | Контакт с нами
  2. Copyright © 2009-2010, kntan