«Охота на лис–2014» без завесы секретности

    

    

    В январе 2015 года Министерство общественной безопасности Китая провело пресс-конференцию по поводу специальной операции «Охота на лис–2014» и отметило, что вплоть до 31 декабря 2014 года в рамках этой акции в 69 странах и регионах мира было арестовано 680 чел., совершивших экономические преступления и скрывшихся за границей, у 74 из них суммы полученных незаконным путем денег превышают 100 млн юаней.

    Операция «Охота на лис–2014», целью которой был арест сбежавших за границу проворовавшихся китайских чиновников, длилась полгода, с июля до конца декабря прошлого года. Для осуществления этой акции Китай направил более 70 оперативных групп в несколько десятков стран, в том числе Таиланд, Филиппины, Малайзию, Вьетнам.

    «Охота на лис–2014» привлекла большое внимание китайских и зарубежных СМИ. Многие удивляются, как китайские компетентные ведомства заставляют долгое время скрывавшихся от закона хитрых «лис» сдаться, причем в сложных условиях в зарубежных странах? О процессе задержания коррумпированных чиновников рассказали представители оперативных групп, участвовавших в этой операции, мы же откроем нашим читателям отдельные моменты их деятельности.

    Действия по поиску и захвату «лис»

    В ноябре прошлого года в Таиланде в одном из роскошных отелей Бангкока полицейскими, прибывшими из Китая, был арестован гражданин КНР Лу, подозреваемый в незаконном сборе денежных средств. Свидетели ареста были сильно удивлены, как полицейские так точно нашли подозреваемого среди большого количества людей? Вспоминая об этой акции, член оперативной группы, направленной в Таиланд, Цянь Сун назвал ее «великолепной».

    «Лу, действуя под флагом американской компании “Инвестиции в горное дело Америки” (US Fine Investment Arts) привлек в свою организацию представителей более 180 уровней из разных провинций страны, их количество составило более 80 тыс. человек, а сумма фигурирующих в деле средств достигла 800 млн юаней», – сказал Цянь Сун. После того как на него было заведено дело, он и его сообщники сбежали в Таиланд. В первые же минуты после получения соответствующей информации Цянь Сун и несколько сотрудников в составе оперативной группы отправились в Таиланд.

    На второй день по прибытии в Таиланд оперативная группа узнала, что Лу собирается устроить большую «презентацию продуктов» в местном отеле. Сотрудники группы, не колеблясь, проникли в помещение, где проходила презентация. Однако они были крайне удивлены тем, что на презентации, где должно было присутствовать чуть более 200 человек, собралось почти 700 гостей. Среди них скрывались подозреваемые, в том числе и Лу. Это обстоятельство безусловно осложняло арест.

    Один из членов оперативной группы рассказал: «Мы использовали специальные методы. Исходя из опыта работы и анализа конкретной ситуации на месте, мы решили, что это, прежде всего, должно быть место, где могут находиться подозреваемые; возможно самоуверенный вид и манеры, выделяющие их из основной массы присутствующих, за короткое время мы выделили целевую зону и быстро определили круг подозреваемых. При поддержке таиландской полиции мы захватили подозреваемых». Точное определение места, где скрывается сбежавший за границу подозреваемый – это первый шаг для успешного преследования и ареста.

    «Надо объединить усилия разных подразделений Министерства общественной безопасности, скоординировать действия с посольствами и консульствами Китая за рубежом, другими госучреждениями, максимально полно использовать силы Интерпола и механизмы международного уголовного и юридического сотрудничества. На основе этого выполнить работу по сбору и анализу информации о месте, где скрываются объекты преследования», – сказал профессор научно-исследовательского института уголовного права при Пекинском педагогическом университете. Он считает, что это ключевой момент поиска и ареста.

    Осуществление ареста

    Линь Кунь – один из участников оперативной группы, направленной Министерством общественной безопасности в островное государство Республику Вануату. Оперативников радовало, что правительство Вануату выдало ордер для выполнения ими соответствующих действий по задержанию подозреваемого в совершении экономических преступлений.

    Вэй приехал из г. Саньмин пров. Фуцзянь. Будучи подозреваемым в незаконной аккумуляции средств, в 2007 г. он бежал в Вануату и жил под вымышленным именем. Когда местное правительство проверяло лиц, нелегально проживающих в стране, китайская милиция получив и проанализировав соответствующие сведения, точно определила личность Вэя и арестовала его.

    Доцент Юридического института Народного университета общественной безопасности Чэнь Чжицзюнь подчеркнул, что при осуществлении ареста за рубежом необходимо уважать судебный суверенитет данного государства, не следует арестовывать подозреваемого, не поставив в известность об этом местные правоохранительные органы, нужно действовать согласованно с местными заинтересованными ведомствами.

    Сотрудники Министерства общественной безопасности, участвующие в выполнении подобных акций, отметили, что обычно существуют два способа ареста. Первый: полиция или другие органы государства, где скрывается подозреваемый, осуществляют арест и передают подозреваемого китайской милиции. Это самый распространенный способ. Второй: полиция государства, где скрывается подозреваемый, и китайская милиция осуществляют арест совместно.

    «Успешный арест за рубежом во многом зависит от уровня взаимодействия с местной полицией», – сказал Чэнь Чжицзюнь. Ведь в ходе ареста неизбежно возникают неожиданные и сложные ситуации.

    Препровождение подозреваемого на родину

    Успешный арест – это первый успех всей операции по преследованию подозреваемого. Конвоирование преступников на родину тоже нелегкое дело. Ян Чэнь, участник оперативной группы, направленной в Малайзию, сказал, что они в ходе работы столкнулись с суровыми испытаниями. Жена одного из подозреваемых всеми способами пыталась остановить процесс ареста. Она задействовала большие силы и материальные средства: наняла адвоката, обратилась к знакомым за поддержкой, старалась препятствовать работе по препровождению подозреваемого на родину. «При поддержке и тесной координации с посольством и офицером связи полиции Китая, аккредитованным в этой стране, мы, в конце концов, успешно выполнили задачу», – сказал Ян Чэнь.

    Кроме того, в некоторых странах требуется, чтобы подозреваемый был вывезен за пределы страны в течение 24 часов. В связи с этим необходимо заранее составить предварительный план реагирования на чрезвычайные случаи. Чем подробнее план, тем лучше. Как взаимодействовать с местными органами, с какими проблемами можно столкнуться при выполнении задачи, как планировать маршрут… Все эти вопросы требуют тщательного планирования и неожиданное изменение может доставить большие хлопоты.

    Доцент Чэнь Чжицзюнь отметил, что конвоирование подозреваемого на родину зависит от многих факторов, в частности от особенностей законодательства государства, где скрывается подозреваемый; от того, есть ли двусторонний договор об экстрадиции между Китаем и этим государством; действует ли международный договор или многосторонний механизм, в котором участвуют обе страны; а также от взаимоотношений между странами и степени их дружественности. Конкретно здесь два вопроса.

    «Во-первых, согласится ли государство, где скрывается подозреваемый, чтобы китайская милиция конвоировала подозреваемого в Китай. Поддержка зарубежной полиции при аресте не означает, что она соглашается на то, чтобы китайская милиция доставила подозреваемого обратно на родину. Перед принятием решения, возможно, надо учитывать, существуют ли случаи, исключающие передачу подозреваемого китайской милиции. Во-вторых, перед тем как препроводить подозреваемого на родину, надо соблюсти соответствующую процедуру по закону. Это должно выполняться в соответствии с положениями договора об уголовно-правовом взаимодействии между странами и договора об экстрадиции или в соответствии с положениями международного договора, в котором участвуют обе страны, например, «Конвенции ООН против коррупции», «Конвенции ООН против транснациональной организованной преступности» и т.д.

    «Работа по преследованию и аресту сбежавших преступников очень сложная. Мы будем использовать уже наработанные каналы, в нынешней благоприятной ситуации более активно осуществлять работу, стараясь добиться еще больших успехов в этом сражении», – сказал ответственный сотрудник отдела «Охота на лис–2014», заместитель начальника Управления по расследованию экономических преступлений Министерства общественной безопасности Китая Лю Дун.

  1. Конкурс китайской каллиграфии твердой ручкой-2014 | Вакансия 招聘雇员广告 | Рост китайской экономики в 2013 году составил 7,7 процента | Индивидуальные внутренние путешествия постепенно становятся главным туристическим направлением
  2. Copyright © 2009-2010, kntan