«Месяц Юго-Восточной Азии» в китайской дипломатии

    

    

    Октябрь 2013 г. по праву можно назвать «месяцем Юго-Восточной Азии» в китайской дипломатии. Саммит АТЭС (Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество) и серия совещаний руководителей стран Восточной Азии прошли в Индонезии и Брунее. Председатель КНР Си Цзиньпин и премьер Госсовета КНР Ли Кэцян один за другим впервые нанесли официальные визиты в пять стран Юго-Восточной Азии и соответственно приняли участие в двух важнейших совещаниях, в рамках которых многократно встречались с руководителями разных стран. По этому поводу пресс-представитель Министерства иностранных дел КНР Хуа Чуньин заявила: «Китайская сторона неизменно рассматривает АСЕАН (Ассоциация стран Юго-Восточной Азии) как приоритетное направление развития дипломатических отношений с соседними странами, готова совместно с АСЕАН в дальнейшем упрочивать стратегическое взаимодоверие, углублять всестороннее сотрудничество, осуществлять совместное развитие и обогащать отношения между Китаем и АСЕАН новым содержанием».

    По мнению некоторых обозревателей, на сегодняшний день Азия стала важным движителем, способным содействовать восстановлению мировой экономики, к тому же, Китай выступает важной движущей силой дальнейшего развития Азии. Во время последних визитов в страны Юго-Восточной Азии китайские руководители в очередной раз продемонстрировали миру уверенность в будущем и решимость открыть новые перспективы для сотрудничества и развития Азии.

 

    Пускай соседи становятся все более спокойными

    В ходе работы проходившего в Брунее 16-го совещания руководителей «Китай-АСЕАН» (10+1) премьер Госсовета КНР Ли Кэцян выдвинул предложение об активном обсуждении и подписании договора о добрососедстве и дружбе «Китай-АСЕАН». Занимая первое место среди выдвинутых Ли Кэцяном 7 предложений, данное предложение безусловно привлекло большое внимание разных сторон. По мнению специалистов по вопросам «Китай-АСЕАН», китайская сторона сделала данное предложение, чтобы еще в большей степени успокоить окружающих страну соседей и тем самым в дальнейшем укрепить взаимодоверие между Китаем и АСЕАН.

    В рамках китайской дипломатии «добрососедства и дружбы» – данный способ сотрудничества неизменно обладает наиболее высоким статусом. После того как в 2001 г. Китай и Россия подписали первый двусторонний договор о «добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», Китай соответственно подписал аналогичные договоры с Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном, Афганистаном, Пакистаном и другими странами. Наряду с этим, в 2008 г. Китай и ШОС подписали «Договор о долгосрочном добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между странами-членами ШОС».

    Примечательно то, что между китайской стороной и вышеперечисленными странами-подписантами и странами-членами организации, которые подписали с Китаем «Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве», в основном разрешены территориальные проблемы. На фоне того, что отдельные страны-участницы АСЕАН заявляют претензии на суверенитет над Южно-Китайским морем, китайская сторона выразила желание подписать подобный договор, что несомненно вызвало большой резонанс в мировом сообществе.

    Ученый НИИ по вопросам Юго-Восточной Азии при университете «Цзинань» Чжан Минлян отметил: «Территориальные споры между Китаем и некоторыми странами-членами АСЕАН не только не препятствуют подписанию между ними договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, но и придают ему еще большее значение. Дело в том, что в отличие от ШОС Китай не является членом АСЕАН, и подписание подобного договора может стать своего рода демонстрацией того факта, что китайская сторона уделяет серьезное внимание АСЕАН. На взгляд Чжан Минляна, договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Китаем и АСЕАН «неизбежно затронет проблемы Южно-Китайского моря, однако он будет рассматривать “Декларацию действий разных сторон в Южно-Китайском море” как критерий отношения к этим проблемам». По его словам, начиная с марта этого года, после того как успешно прошла смена высшего руководства в китайском правительстве, новый феномен китайской дипломатии состоит в том, что китайская сторона придает большое значение развитию дружественных отношений со странами АСЕАН. Тесные и постоянные политические контакты между Китаем и странами АСЕАН делают этот год «годом наиболее значительного усиления динамики развития дипломатических отношений со странами АСЕАН начиная с 70-х и 90-х годов прошлого века».

    На взгляд директора Китайского НИИ международных вопросов Цюй Сина, выдвинутое китайской стороной предложение явилось откликом на озабоченность АСЕАН по поводу развития отношений с Китаем. Он говорит: «В отношении развития отношений с Китаем у стран АСЕАН наблюдается большая обеспокоенность. Дело в том, что по реальной национальной мощи они значительно уступают Китаю, к тому же, в истории также имели место различные трения и конфликты, в реальности также существуют некоторые споры вокруг территориального моря. Поэтому их больше всего беспокоит возможность настоящего мирного и дружественного сосуществования с Китаем. Мы по собственной инициативе выдвинули предложение по поводу подписания договора о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве, в частности, «добрососедство» здесь имеет большое значение. Иными словами, формируемое двумя сторонами дружественное добрососедство будет закреплено в законе, что позволит исключить вариант урегулирования конфликтов и споров вооруженным путем.

 

    Вопрос Южно-Китайского моря: действовать в соответствии с изменяющимися обстоятельствами

    Южно-Китайское море представляет собой окраинное море в западной части Тихого океана, оно соединяет Тихий океан и Индийский океан, его площадь – около 3,5 млн кв. км. Китайский суверенитет над различными островами в Южно-Китайском море сформировался в течение длительного времени. Однако, в последние годы изо дня в день обостряются трения и споры вокруг суверенитета над Южно-Китайским морем, к тому же, самовольное вмешательство США и Японии наносит значительный вред отношениям между Китаем и АСЕАН.

    На 23-м саммите АСЕАН и серии совещаний руководителей Восточной Азии премьер Госсовета КНР Ли Кэцян в течении 2 дней трижды затрагивал проблему Южно-Китайского моря. По его словам, Китай и АСЕАН единодушно согласны с тем, что разногласия в отношении Южно-Китайского моря должны быть урегулированы всеми заинтересованными сторонами путем консультаций и согласований. Китай готов вместе с АСЕАН на совместных началах защитить мир и стабильность в Южно-Китайском море и создать благоприятные условия для разрешения проблемы Южно-Китайского моря. Он в очередной раз подчеркнул, что плавание по Южно-Китайскому морю свободное, безопасность судоходства в Южно-Китайском море в полной мере обеспечена, ежегодно примерно 100 тыс. грузовых судов разных стран мира свободно и безопасно плавают в его водах, Китай готов совместно с разными странами мира защищать свободу и безопасность навигации в этом регионе.

    Подписанная в 2002 г. «Декларация действий разных сторон в Южно-Китайском море» является важным результатом политического единодушия, достигнутого Китаем и АСЕАН. К тому же, она заложила надежный фундамент для дальнейшей защиты мира и стабильности в Южно-Китайском море. Ли Кэцян отметил, что Китай готов вместе со странами АСЕАН неуклонными усилиями продвигать деловое сотрудничество в ходе всесторонней эффективной реализации данной декларации. «Стабильное и спокойное Южно-Китайское море – источник благополучия всех стран, а беспокойное – не выгодно никому. Мы обязаны прилагать неустанные усилия и делать все, чтобы Южно-Китайское море навсегда стало морем мира, морем дружбы и сотрудничества».

    По анализу экспертов, на саммите руководителей Восточной Азии глава китайского правительства не уклонился от обсуждения темы Южно-Китайского моря, что продемонстрировало уверенность китайского правительства в урегулировании данного вопроса. Чжан Минлян прокомментировал это следующим образом: «В отношении урегулирования вопроса Южно-Китайского моря китайское правительство действует в соответствии с изменяющимися обстоятельствами и предпринимает контрмеры, исходя из текущих реалий, это должно изменить пассивное положение Китая в ситуации многостороннего сотрудничества».

 

    Китай – стабилизатор экономики АТР

    В настоящее время Азиатско-Тихоокеанский регион (АТР) становится движителем развития глобальной экономики. По статистике секретариата APEC, начиная с 1989 г., когда данная организация была официально учреждена, объем торговли внутри АТР увеличился в 5 раз, уровень региональной интеграции непрерывно повышается. К тому же, как всем известно, в 2012 г. темпы роста ВВП в странах-членах APEC выросли до намеченных 4,1%, по прогнозу, в 2013 г. аналогичный показатель у членов APEC достигнет 4,3%.

    Что касается перспектив развития экономики, по прогнозу мировых аналитических структур, к 2022 г. доля новых экономических субъектов в общем объеме глобальной экономики увеличится с 25% в 2000 г. до 55%. В частности, аналитические структуры особенно оптимистически смотрят на будущее экономики Юго-Восточной Азии, считая, что в предстоящие 10 лет Юго-Восточная Азия станет одним из самых быстрорастущих экономических субъектов. Несмотря на это, равным образом все же существует вероятность замедления темпов роста экономики в АТР. Главный экономист Азиатского банка развития Ли Чанюн отметил, что в 2013 г. темпы роста экономики в АРТ будут ниже ожидаемого показателя.

    При существовании многих факторов неопределенности в мировой экономике внушающее оптимизм развитие китайской экономики стало общепризнанным фактором в глазах аналитиков. По мнению японских СМИ, в начале 21-го века китайская экономика вполне может по-прежнему сохранить непрерывный рост. Одновременно с этим, во время последних визитов в страны Юго-Восточной Азии китайские руководители еще раз продемонстрировали всему миру уверенность китайского правительства в обеспечении экономического роста. На саммите APEC председатель КНР Си Цзиньпин изложил взгляд на «4 источника уверенности» в дальнейшем развитии Китая; к тому же, на 8-м саммите руководителей Восточной Азии Ли Кэцян подчеркнул, что Китай будет всесторонне углублять реформы и тем самым содействовать продолжительному и здоровому развитию экономики.

    По мнению экспертов, слова китайских руководителей не только выступают своего рода «успокоительной пилюлей» для стран и регионов, которые уделяют большое внимание экономической динамике Китая, но и внушают азиатским странам и странам других регионов мира уверенность в перспективах развития экономики. Заместитель директора Китайского НИИ международных вопросов Жуань Цзунцзэ отметил, что в азиатском финансовом кризисе и последнем международном финансовом цунами Китай играл роль своего рода стабилизатора.

    В первом полугодии 2013 г. темпы роста китайской экономики снизились до 7,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, невзирая на это, по темпам роста экономики Китай все же занимает ведущее место в АТР и в глобальным масштабах. Председатель КНР Си Цзиньпин указал, что китайское правительство сознательно приступило к урегулированию и контролю, приняло решение о стабилизации роста, реструктуризации, содействии реформам, решило отказаться от старого механизма аттестации и оценки работы местных правительств на основании только лишь показателей роста ВВП, рассматривая качество и эффективность экономического роста как исходные точки. Китай испытывает большую уверенность в реализации продолжительного и здорового развития экономики, он станет движущей силой, способной стимулировать региональное сотрудничество в АТР. К тому же, Китай также проникнут большой уверенностью в перспективах развития АТР.

    «Прекрасные перспективы китайской экономики зависят не только от его собственных усилий, но и от сотрудничества с соседними странами. Благодаря “боевому крещению” в азиатском финансовом кризисе, антикризисная способность АТР значительно повысилась, что создало благоприятные внешние условия для дальнейшего роста китайской экономики», – отметил старший экономист китайского представительства Азиатского банка развития Чжуан Цзянь.

 

    Концепция нового «Шелкового пути»

    В поездках по странам Юго-Восточной Азии китайские руководители выдвинули ряд стратегических концепций, излагая перспективы взаимовыгодного сотрудничества и совместного развития в Азии. Например, 3 октября Си Цзиньпин выступил с речью в парламенте Индонезии, выразив желание совместно со странами АСЕАН развивать успешное партнерство по морскому сотрудничеству, на совместных началах строить «морской шелковый путь» 21-го века. Данный призыв полностью перекликался с инициативой по «формированию экономической зоны Великого шелкового пути», с которой выступил Си Цзиньпин всего месяц назад в Казахстане.

    Гарантией успешного формирования двух «Шелковых путей» выступает «взаимосвязь». Во время визитов китайских руководителей в страны Юго-Восточной Азии данное ключевое слово многократно упоминалось. На взгляд заместителя главы Научно-исследовательского центра по вопросам APEC при университете «Нанькай» Лю Чэньяна, следует ожидать того, что в будущем «взаимосвязь» станет опорной сферой сотрудничества в АТР.

    В новую эпоху так называемая « взаимосвязь» отнюдь не сводится лишь к прокладке автодорог и сооружению мостов. По словам Лю Чэньяна, сфера, охватываемая «взаимосвязью», более широка, она включает строительство основных объектов инфраструктуры, касается въезда и выезда трудовых ресурсов, одновременно затрагивает системную интеграцию, выступает важной платформой для укрепления регионального сотрудничества.

    Предпосылкой продвижения создания «взаимосвязи» выступает укрепление инфраструктурного строительства, и на этом фоне привлекла большое внимание общественности инициатива китайской стороны по учреждению Азиатского банка инфраструктурных инвестиций, направленного на предоставление развивающимся странам данного региона денежной поддержки в их инфраструктурном строительстве. На взгляд проректора института международных отношений Китайского народного университета Цзинь Цаньжуна, в этой инициативе нашла глубокое воплощение концепция «содействия развитию других путем собственного динамичного развития», и все это в значительной степени будет ускорять процесс создания взаимосвязи и экономической интеграции данного региона.

    На взгляд директора Китайского НИИ международных вопросов Цюй Сина, если Азиатский банк инфраструктурных инвестиций будет успешно учрежден и в дальнейшем начнет благополучно действовать, то это будет в максимальной степени мобилизовать избыточные денежные средства разных стран, содействовать дальнейшему развитию экономических субъектов АТР и сокращать экономический разрыв между ними. «И именно это выступает наиболее важной предпосылкой и условием создания районов свободной торговли и сформирования сообщества. Инвестирование в инфраструктуру – такова главная цель Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Можно сказать, что он неизбежно станет еще более целенаправленным и профессиональным финансовым учреждением», – отметил Цюй Син.

  1. Индивидуальные внутренние путешествия постепенно становятся главным туристическим направлением | О нас | Контакт с нами | Подписка на наш журнал
  2. Copyright © 2009-2010, kntan